Акварельная бумага

Акварельная бумага


  • 100% лен (при работе на такой бумаге легко вносить поправки, скоблить и тереть. На льне получается самая ровная и яркая раскладка красок)
  • 100% хлопок (самая распространенная основа современных высококачественных бумаг. По сравнению со льном и пенькой Хлопковое волокно более мягкое и рыхлое)
  • Смесь Льна и Хлопка в различных процентных отношениях
  • Старое Льняное, Хлопковое и Пеньковое тряпье (сейчас редко используется)

sposob_izgot.jpg

hand-made – бумага ручной выделки имеющая неповторимую живую фактуру листов. На таких листах обычно есть водяной знак, сделанный филигранью. Такая бумага может иметь неровный край, что характеризует её ручное происхождение и придает ей особую прелесть.

machine-made – промышленный (ускоренный) способ изготовления. Это наименее прочные, к воздействию воды, листы, предназначенные для учебных работ. У листов бумаги, изготовленной таким способом, все края обрезные. Они могут иметь водяной знак, но наносится он уже на готовый, еще влажный лист тиснением, а не с помощью филигранного мотива.

bumaga_filigran.jpg

mould-made - («сделанные в форме», «отлитые в мульдах») – соединение ручного труда и машинного. Таким способом изготавливается профессиональная линия. На таких листах обычно есть водяной знак, сделанный филигранью. Такая бумага может иметь неровный край, что придает ей особую прелесть. 

Основное достоинство бумаги, сделанной ручным способом – это хаотичность расположения волокон. Поэтому после высыхания/смачивания такая бумага уменьшается/ увеличивается одинаково со всех сторон на 2-3%. При машинном способе изготовления волокна получают некую направленность по длине бумажной ленты. После высыхания/ смачивания такая бумага уменьшается/увеличивается вдоль на 1-2%, а поперек –до 5%.


Проклейка акварельной бумаги

Именно проклейка обеспечивает акварельную бумагу минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии, поэтому так важно, как была сделана проклейка.

Без клея волокна целлюлозы связаны только водородными связями, которые разрушаются от воздействия воды.

Проклейка в массе

Крахмал склеивает своими зернами волокна бумаги, оставляя поры, через которые проходит краска на водной основе, не разрушая волокна целлюлозы.

Благодаря таким поэтапным проклейкам слабым раствором крахмала, бумага остается мягкой внутри и жесткой снаружи, не подверженной разрушению при нанесении водной краски, т.к. крахмал не растворяется в холодной воде. Т.е. бумага приобретает водостойкость: водорастворимая краска прекрасно проходит через поры волокон, оставшиеся свободными после склеивания. Такая бумага может использоваться, например, для техники «Го-хуа».

Проклейка акварельной бумаги
Проклейка поверхностная 

Далее, после проклейки крахмальным клеем, поверхность бумаги проклеивается желатином. Желатин дает непроницаемую пленку по поверхности бумаги, и бумага приобретает еще большую водонепроницаемость. Такая бумага может использоваться для всех техник, кроме печатных, в том числе и для каллиграфии (при условии, что фактура – гладкое зерно).



Некоторые бумаги пропитываются до 40 раз!
Пропитка делает бумагу шаг за шагом
все более влагостойкой.

Проклейка квасцами

Затем бумага может быть пропитана квасцами. Квасцы переводят желатин в нерастворимое состояние, делая пленку еще более непроницаемой.

Также квасцы способствуют тому, чтобы акварельный мазок стал нерастворимым, за счет смешивания квасцов и гуммиарабика, одного из составляющих акварели.

Акварельная бумага


В желатин могут вводить добавки

Антисептики - для того, чтобы защитить бумагу от плесени при нахождении длительное время во влажном состоянии.

Наполнители (белые пигменты: мел, глина, титановые белила и т.д.). Наполнители могут быть использованы только при промышленном способе изготовления бумаги. Чем белее наполнители, тем тоньше можно сделать непрозрачную бумагу.

Если проклейка сделана с нарушением технологий, то вода, вместе с краской, будет скатываться с листа, не задерживаясь.

Сушка акварельной бумаги


sushka_2.jpg


Чем длительнее сушка, тем лучше качество бумаги. Лучше всего – сушка естественным образом в прохладном помещении без сквозняков. При машинном способе изготовления сушка осуществляется принудительно, горячим паром.

Плотность акварельной бумаги варьирует от 170 гр. до 850 гр. на кв.м.


plotnost_1.jpg

Плотность акварельной бумаги варьирует от 170 гр. до 850 гр. на кв.м. Чем выше плотность, тем лучше впитываемость. Если писать акварелью на тонкой бумаге, то ее необходимо натягивать на планшет, а после она обязательно должна быть оформлена в паспарту. Акварель на плотной бумаге может храниться без оформления.





  • Грубое зерно – такая бумага рекомендуется для работ большого формата 
  • Среднее зерно – универсальная фактура 
  • Гладкое зерно – такая бумага рекомендуется для миниатюр



Акварель - техника, дающая прозрачные, воздушные изображения. И фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.





  • Бумага в листах 
  • Бумага в блоках (пачках) несброшюрованная 
  • Бумага в альбомах горизонтальной/вертикальной ориентации (пружина, клей) и склейках с 2-х/4-х сторон (временный блок) на планшете и без него. Альбомы с планшетами обычно используются на пленэрах. 
  •  Бумага в рулонах


dop_sved.jpg

Случайная бумага, использованная для акварели, может послужить поводом для отказа в приобретении работы галереей или музеем, которые предъявляют строгие требования к сохранности бумаги и ее цвета, к влиянию компонентов, входящих в бумажную массу, на изобразительные материалы. Фирмы, традиционно производящие материалы для художников (а некоторые - и не одно столетие), стараются максимально удовлетворить эти требования. Качество их бумаги уже проверено временем.

Акварельную бумагу можно использовать в качестве основы для любой водорастворимой краски, а также для рисунка. Проклеенная поверхность не ворсится от исправлений изображения резинкой.

Акварелью можно рисовать и на офсетной (мелованной) бумаге (описание см.ниже), но только в технике лессировок (работа не предполагает никаких промывок и отскрябываний), т.к. такая бумага, не будучи проклеенной, не может выносить исправлений водой.

Как правило, отличительные характеристики прописаны на упаковке акварельной бумаги. Если какой-то из характеристик нет, значит, бумага имеет наиболее простые характеристики.

Как тестировать акварельную бумагу
Например
Отмывка - первый слой


Второй слой наносится после того, как просох первый.

После нанесения первого вертикального слоя можно увидеть:

- ровно ли ложится краска с первого раза (не должно оставаться белых пятнышек, как при плохом окрашивании)

- меняется ли цвет краски от соприкосновения с бумагой


Отмывка - горизонтальный слой

Далее наносится второй горизонтальный слой. Если Вы работаете в технике «по сухому», то Вам необходимо обратить внимание на следующие факты:

- растворяет ли верхний слой нижний слой акварели (цвета должны не перекрываться, т.е. сквозь верхний должен просвечивать нижний)

- насколько четкие края у вертикальных и горизонтальных полос в местах их пересечения.

Акварельная бумага

Если Вы работаете в технике «отмывки», то Вам необходимо: 
- черенком кисти попробовать снять только что проложенный красочный слой 
- влажной чистой кистью попробовать сделать отмывку. Отмывка считается хорошей, если краска смывается процентов на 60-70.

Отмывка

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров