О живописных материалах

Живописные материалы

В живописи творческое мышление неотрывно от используемого материала, а функция последнего, как и технического приёма, значительно шире и глубже, чем это принято считать. Часто художественные материалы мы покупаем на ощупь или по советам других, не имея представления, что происходит с материалами с течением времени.

Художественные материалы определяют не только сохранность живописи, но и удобства в работе, её эффективность, что влияет и на художественные достоинства произведения. Можно сказать, что производители художественных материалов становятся соучастниками в творчестве художника. Однако нынешняя организация производства на комбинатах и заводах, выпускающих художественные материалы, принципиально ничем не отличается от таковой на предприятиях по производству ширпотреба. Рациональна ли такая постановка дела, если подсчитать, какие средства приходится потом вкладывать в реставрацию и восстановление часто уже невосполнимого? В современной практике производства рентабельность материала превалирует над качеством.

Все элементы картины - от подрамников, основы до покрывного лака - не только связаны между собой, но и влияют друг на друга. Изменение одного из них вызывает изменение другого. Поэтому нельзя ожидать их абсолютной устойчивости к старению и требовать от художника профессионального знания материалов, не требуя качества этих материалов от производственников.

Вопросы, связанные с материалами живописи, весьма разнообразны. Мы остановимся лишь на некоторых из них:


КАЧЕСТВО ПОДРАМНИКОВ


Огромный вред наносят картинам подрамники, не имеющие раздвижных углов, скосов, перекладин и крестовин, подрамники с составными планками, фанерными «косынками» по углам. Последствия хранения картин на таких подрамниках очевидны: деформация холста, сломы и осыпи грунта и красочного слоя.


КАЧЕСТВО ХОЛСТОВ


Низкое качество грунтованных картонов и холстов в рулонах стало массовым явлением. Грунтованный холст изначально натянут с волнообразным изгибом нитей, не говоря уже об утолщениях, многочисленных узелках нитей, которые требуют специальной зачистки, а это нарушает клеевой слой и крепость самого холста, что приводит к неравномерному напряжению основы, проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом грунт свободно пропускает связующие краски на оборотную сторону холста или, наоборот, оказывается почти непроницаемым для связующего краски. Такая глянцевая поверхность не даёт сцепления грунта с красочным слоем.

Подобная связь красочного слоя с фабричным грунтом, наблюдавшаяся ещё у художников второй половины XIX века, остаётся основным злом в современной живописи. Часто проклейка и грунт оказываются настолько неэластичными, что вся картина вскоре растрескивается. Такие же проблемы наблюдаются у грунтованных холстов, натянутых на подрамник. К тому же они имеют узкие кромки, и у многих подрамников, особенно малого размера, соединение углов «глухое», то есть нераздвижное, чем исключается возможность регулировать натяжение холста и влечёт разрушение грунта и красочного слоя. У грунтованных холстов импортного производства тонкое равномерное плетение. Ровные нити придают холсту приятную фактуру, грунт эластичен, но холст уже в процессе работы провисает, к тому же он дорог.


КАЧЕСТВО ГРУНТОВАННОГО КАРТОНА


Качество большинства грунтованных картонов неудовлетворительное. Изначально для их грунтования используются низкосортные рыхлые картоны, которые коробятся во всех направлениях. Грунты впитывают связующее из красок, как губка, красочный слой при этом становится матовым, а связующее проходит на оборотную сторону картона, оставляя пятна. Несколько слов о качестве выпускаемых палитр. Многие палитры сделаны из обычной фанеры, которую изготовители не удосужились покрыть лаком и отполировать. На таких палитрах, пока они не напитаются маслом в процессе работы, невозможно получить необходимый цвет. Изобилие художественных материалов, а также постоянное появление на рынке новых образцов не даёт возможности основательно разобраться в их качестве.

Потребитель вправе требовать от промышленности хорошего качества выпускаемых материалов и знать, из чего состоит та или иная продукция. До сих пор нет аннотации и единых требований к художественным материалам, как и общепринятой системы их контрольных испытаний. Вследствие этого существуют самые разные представления о свойствах материалов, зачастую противоречащие друг другу. Возможно, настало время создать научно-исследовательскую лабораторию на базе Российской академии художеств, чтобы разработать единые технические условия на выпуск художественных материалов, а также художественно-экспертный совет по наблюдению за их качеством.


ТЕХНОЛОГИЯ ЖИВОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Прежде всего, необходимо уточнить содержание терминов «техника» и «технология». Часто эти понятия трактуются весьма многосторонне, потому что до сих пор нет чётких определений в терминологии. Под понятием «техника» понимают и вид живописи - техника станковой живописи, техника настенной живописи, и используемый материал (связующее вещество красок) - техника темперной живописи, техника масляной живописи и способ нанесения красок - многослойная техника живописи.

Этим же понятием обозначают метод работы красками художников определённого времени или региона - техника фламандской живописи, техника итальянской живописи и индивидуальную манеру отдельных мастеров - техника Тициана, техника Левицкого и так далее. А понятием «технология» принято обозначать и технологию материалов, и этап работы над произведением - работу красками - технология живописи. Вместе с тем говорят ещё «техника и технология живописи». Все эти определения если не противоречат друг другу, то создают путаницу в понятиях. Поэтому необходимо дать определение понятий.

Техника (от греч. techne - искусство), означает искусство, мастерство, умение, то есть сложившуюся систему навыков и приёмов работы. Техника заключается в умении предельно осознанно использовать материалы.

Технология (от греч. techne - искусство и logos - слово, учение) означает изучение мастерства, то есть изучение свойств материалов, их взаимодействие, приёмов и способов получения, обработки или переработки и использования материалов в определённой отрасли.

Следовательно, понятие «техника живописи» означает совокупность изобразительных средств, приёмов, методов в определённой системе для достижения художественного результата, то есть техника - это всё, что связано с живописным процессом. Понятие «технология живописных материалов» включает в себя изучение свойств материалов, их взаимодействие, методы обработки, способы использования, а также весь подготовительный процесс: подготовку основы, приготовление грунта, грунтование, обработку поверхности и так далее.

Понятия «техника живописи» и «технология живописных материалов» имеют прямое отношение к ремеслу, составляя при этом основу живописного мастерства. И лишь люди, имеющие поверхностное представление о труде художника, могут думать, что в творческой работе главное - талант и вдохновение, а ремесленные навыки не столь важны. Художнику трудно воплотить все оттенки своего образного мышления без знаний основ живописного мастерства, от которого, в свою очередь, зависит не только свободное владение всем арсеналом изобразительных средств, но и профессиональный язык, творческое лицо, не говоря о сохранности произведений. Следовательно, цель дисциплины - ознакомить учащихся с материалами, применяемыми в живописи, их составами и свойствами, правилами и приёмами пользования ими, расширить представления о технических методах различных школ живописи, помочь в совершенствовании профессионального мастерства и привить техническую и художественную культуру.

Теоретические и практические знания, полученные в процессе обучения, воспитывают у будущего специалиста умение сочетать поиски выразительных возможностей с заботой о качестве и сохранности живописных работ, согласовывая художественные задачи с соответствующей технической системой.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров