Эффект грануляции в акварели: что это и как его использовать?


Вокруг грануляции в акварели всегда ведется много обсуждений: все практикующие акварелисты знают, что некоторые краски сильнее подвержены процессу естественной грануляции, но далеко не все знают, по каким законам она работает, что влияет на ее возникновение и как ее можно использовать в работах.

Грануляция – это выраженное появление частиц пигмента на бумаге, создающее неоднородную текстуру в красочном слое. Звучит сложно? Можно сказать и проще, природа этого явления кроется в самом названии: согласно словарю, грануляция – это формирование зёрен какого-либо вещества. В случае акварельных красок это вещество – пигмент, и определенные пигменты имеют склонность гранулироваться, то есть формироваться в визуально заметные на бумаге небольшие точечки и/или группы хлопьев.

Прежде чем рассказывать о причинах возникновения грануляции и конкретных местах ее применения в акварельных картинах, стоит пояснить связанный с грануляцией термин «флокуляция». Среди акварелистов ведутся бурные обсуждения о том, являются ли эти два процесса разными по своей сути. Одна из версий, обоснованная химиками, звучит как «грануляция – появление видимых частиц пигмента на бумаге из-за выпадения его в осадок, а флокуляция – это взаимопритяжение мелких частиц пигмента в группы, создающие узоры на бумаге, и это принципиально разные по принципу действия процессы». По другой версии, у которой тоже немало сторонников, флокуляция – это подвид грануляции, просто один из ее вариантов. Как бы то ни было, есть и те, кто утверждает, что это вообще не важно, потому что главное – не то, как называется этот процесс, а то, что в результате применения определенных красок на поверхности бумаги образуется текстура.

Что влияет на образование грануляции в акварели? Это три важных фактора.

Природа пигмента.
Самый важный фактор образования грануляции – это то, какой пигмент используется при ее производстве. Существуют группы пигментов, которые имеют природную склонность к грануляции. Это:
  • ультрамарины
  • кобальты (в том числе церулеумы)
  • земли
  • группа черных цветов
Количество и качество воды.
Как правило, грануляция сильнее всего проявляется при большом количестве воды, как на бумаге, так и в самой смеси. То есть, если вам нужно, чтобы грануляция была больше, не жалейте воду.

Помимо этого, один из факторов образования грануляции – само качество воды, используемой для акварели. В случае жесткой воды с большим количеством минералов грануляция будет сильнее, чем в случае дистиллированной воды.


Фактура бумаги. Гранулирующиеся частички пигментов тяжелее и крупнее, чем привычные тонко-тертые однородные краски, и под воздействием гравитации они проваливаются в «ямки», создаваемые фактурой бумаги, и тем самым формируют эффект разнородного красочного слоя. Таким образом, грануляция более вероятна на бумаге фактуры Fin и Torchon, чем на бумаге без фактуры Satin – хотя и в случае гладкой бумаги без явной фактуры грануляция также возможна.

Все изложенное выше – лишь теоретические знания, которые полезны, но они бесполезны, когда не совсем понятно, в каких именно случаях эффект грануляции будет уместен.

Большинство акварелистов используют гранулирующиеся краски или спреи в этих случаях:
  • разного рода фактура (в случае однородной заливки, которую хочется сделать более интересной)
  • земля и все что с ней связано (помимо земли, грануляция уместна в рисовании, например, травы)
  • текстуры, которые есть в жизни (ржавчина, мох, штукатурка, бетон, необычный кирпич, шероховатые поверхности и т.д.)
  • абстракция (дополнительная текстура работает на более фактурные разводы)
  • гризайль (результат рисования в один цвет смотрится более интересно в случае наличия грануляции в этой краске)
  • темные места рядом с светлыми (гранулируются в основном плотные краски, и грануляция работает как один из способов создания дополнительного контраста по тону)
  • деревья заднего плана (и все, где мы и в жизни видим неоднородные точечки)
Для создания эффекта грануляции в красках, изначально к этому не склонных, можно использовать специальный спрей: такой есть у Schmincke, он называется AQUA granulation spray.

Про механизм его действия и отличительные особенности его использования мне дали подробный комментарий в лаборатории Schmincke: "Спрей только имитирует визуальный эффект грануляции, просто потому, что не существует способа, - кроме как полностью и грубо разрушая краску, - заставить гранулироваться пигмент, изначально к этому не склонный. Это такое же свойство пигмента, как и светостойкость, и это невозможно изменить. Единственный способ создать ощущение грануляции - это оставить микроскопические пятнышки бумаги без цвета. Медиум раздвигает частицы пигмента при попадании во влажную заливку, и в результате образуется красочный слой с определенной структурой - и, конечно, это совершенно другой механизм в сравнении с природной грануляцией".

Помимо этого, в письме было указало то, что спрей нужно наносить как минимум с расстояния 20-30 сантиметров, и это очень важное условие: если расстояние до бумаги меньше, возможно образование круглого пятна в центре или некорректное наслоение краски.


На картинке – одна и та же краска (Vermilion Light, изначально не склонный к грануляции) в чистом виде справа и с правильно примененным спреем. Конечно, природная грануляция смотрится еще более эффектно, но в ситуации, когда хочется получить дополнительную фактуру и еще более интересную заливку, этот спрей может стать отличным помощником.

Анна Задорожная @draw_better - художник-акварелист и амбассадор немецких брендов Schmincke и da Vinci в России.

В галерее изображений ниже можно посмотреть больше акварельных работ Анны с грануляцией и представленные в статье фото в полном размере.



Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров