Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Пыль повреждает прекрасную поверхность акварельного рисунка на бумаге, а ультрафиолетовый свет обесцвечивает тонкие акварельные заливки. Экспонируемые на выставках акварельные картины нуждаются в защите. Акриловые защитные пленки и художественное глазирование стали альтернативой традиционному обрамлению картины под стекло. Тем не менее, антибликовое УФ стекло музейного класса и акриловая глазурь достаточно дороги и добавляют вес при транспортировке художественных произведений. Так существуют ли альтернативные варианты, которые могли бы обеспечить соответствующую защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения?

Лакирование – это один из способов освободить акварель из «клетки» стекла и рамы. Мы получили множество вопросов о лакировке акварелей, и даже сделали специальную информационную страницу, где обсуждается процесс использования лаков (1).

Поскольку лаки GOLDEN защищают краски от УФ-излучения, они должны также защищать их от выцветания под воздействием света. Как же работает защитный лак GOLDEN Gloss MSA с UVLS (2) по сравнению с другими вариантами защиты, в условиях, когда акварельная живопись на бумаге подвергается воздействию света? Чтобы это выяснить мы провели тестирование.


Сравнительные испытания защиты светостойкости

Защита акварельной картины от возможного выцветания может быть важным фактором при демонстрации картины. Акварельная краска содержит очень немного связующего, поэтому частицы пигмента менее защищены от воздействия света, чем, если бы тот же пигмент содержался в акриловой или масляной краске. Американская международная организация по разработке стандартов для материалов, продуктов, систем и услуг (American Society for Testing and Materials, ASTM) предоставляет отдельные таблицы светостойкости пигментов для каждой из этих живописных сред, и в акварели пигмент обычно имеет меньшую светостойкость.

ASTM использует параметр "Delta Е" при определении того, как много изменений происходит под воздействием света в краске (3). Одна единица Delta Е – это минимальное количество изменений, заметное для среднего зрителя. Светостойкость художественных красок ASTM оценивает по шкале значений Delta E:

от 0 до 4 – светостойкость I (отличная),

от 4 до 8 – светостойкость II (очень хорошая),

от 8 до 16 – светостойкость III (посредственная, не стойкая),

от 16 до 24 – светостойкость IV (низкая, не стойкая),

и Delta E больше 24 единиц – светостойкость V (очень низкая, отсутствует). Высококачественные художественные краски имеют уровень светостойкости I или II.

Для сравнительного тестирования защиты светостойкости мы измерили Delta E в светлых и средних акварельных размывках из трех различных красок:

1) PR255 или в серии акварели QoR – пиррол светло-красный Pyrrole Red Light; ASTM оценивает уровень светостойкости в акварели как отличный (I);

2) не стойкий флуоресцентный розовый краситель Fluorescent Pink;

3) PR83 или натуральный ализарин малиновый Alizarin Crimson.

Пигмент Ализарин малиновый был опробован одним из первых, когда в ASTM разрабатывались процедуры тестирования светостойкости для художественных красок. ASTM оценила краски, сделанные на основе этого пигмента как имеющие низкий, IV уровень светостойкости в акварели. (4)

Поскольку серия акварели QoR® - это серия высококачественных художественных красок, она не содержит краску с PR83 или флуоресцентный краситель, наши разработчики специально создали эти два вида красок для проведения теста. Преобладание нестойких красок в нашем исследовании создает "наихудший сценарий" для использования защитных покрытий, расширяет границы их применения.

Разводя каждую из красок дистиллированной водой, мы наносили многократные размывки средней и легкой интенсивности (mw, lw) на акварельную бумагу холодного прессования Arches® Natural White 300 гр.


Степень разбавления и интенсивность размывок оценивали на глаз. Затем из высохших размывок мы отобрали образцы, сходные по интенсивности. Квадратики с образцами каждой размывки должны храниться как не выставочные контрольные экземпляры или защищаться покрытиями для тестирования светостойкости.

Перед тем, как подвергать образцы воздействию света, нам нужно было определить начальную точку, с которой мы начнем сравнивать потенциальные изменения цвета. Мы использовали спектрофотометр X-Rite VS450 с цветовым пространством CIE L*a*b* (CIE 1976) для считывания и записи цвета в пяти точках на каждом квадрате акварельной размывки. Усреднение этих показаний дает возможность сделать предварительный проверочный анализ цвета на конкретном квадрате.

Мы воспользовались камерой QUV, чтобы подвергнуть образцы и их защитные покрытия воздействию света при помощи ускоренного УФ-тестирования. Флуоресцентные ультрафиолетовые лампы UVA компании QUV вырабатывают УФ-спектр, подобный солнечному свету, проходящему через оконное стекло. (5) Каждый 400-часовой цикл ускоренной экспозиции эквивалентен приблизительно 33 годам освещения в музее. Мы протестировали в QUV три отдельных набора образцов в течение 400, 800 и 1200 часов и получили сравнительные показания, эквивалентные приблизительно 33, 66 и 99 годам освещения. Уровни влажности в камере соответствовали низкой влажности окружающей среды, характерной для зимнего периода в Нью-Йорке, а установленная температура была равна 60° C.

Окрашенные образцы, выбранные для тестирования в камере QUV, были как ничем не защищенными, так и с различными вариантами защитных покрытий:

Без покрытия: Не покрытая защитным покрытием акварельная живопись на бумаге является наихудшим сценарием.

Обычное стекло: Это традиционный вариант при оформлении акварельной работы, и многие художники продолжают его использовать.

Многослойное стекло Tru Vue® Optium Museum Acrylic®: (6) Один из вариантов сохранения произведений искусства, блокирующий до 99% УФ-излучения. Обеспечивает золотой стандарт светозащиты для акварельных работ. Устойчиво к истиранию, не разрушается, является антистатическим и антибликовым. (7)

Глянцевый Архивный лак GOLDEN с UVLS (со стабилизатором ультрафиолетового излучения) в двух, четырех и шести слоях напыления: это аэрозольная версия нашего MSA-лака. Какую защиту обеспечивает Архивный лак, и как можно сравнить его действие с другими тестируемыми вариантами защиты?

Данный ряд покрытий позволил нам протестировать варианты, используемые художниками сегодня. Особенно важными были потенциальные отличия показателей Delta E для образцов, экспонируемых через обычное оконное стекло и защищенных покрытиями Tru Vue Optium Museum Acrylic и Глянцевым Архивным лаком GOLDEN с UVLS.

После экспозиции мы снова считали значения цвета в пяти точках каждого квадрата и усреднили эти показания для анализа цвета после воздействия излучения. Опять же, используя спектрофотометр, мы сравнили показания до и после экспозиции, чтобы определить величину изменений для каждого квадрата. Это изменение и есть значение Delta E. Каждый квадрат представляет собой определенную комбинацию акварельной бумаги, акварельной краски, защитного покрытия (если есть) и времени экспозиции. В целом, каждый из 342 квадратов считывался 10 раз, в общей сложности  получено 3420 спектральных отсчетов. Для каждого варианта теста мы брали среднее значение для трех образцов, чтобы получить Delta Е, представляющую эту тестовую комбинацию.

Таблица 1


Таблица 3



Результаты тестирования светостойкости

В таблицах 1 и 3 представлены усредненные результаты экспозиций для 400 и 1200 часов. Как видно из этих таблиц, даже не подвергавшиеся воздействию контрольные образцы показывают небольшое различие между их сравнительными средними значениями. Это может быть связано с неравномерностью сделанных вручную размывок и небольшими различиями в размещении квадратов при измерениях. Из-за ограниченного пространства мы не представили здесь диаграмму для 800-часового теста Delta E (Таблица 2), но ее можно найти в версии JustPaint.org этой статьи. Следует отметить, что наши результаты отображают информацию, ограниченную параметрами данного теста, в то время как акварели и ультрафиолетовые протекторы могут взаимодействовать по-разному в других условиях или с течением времени в реальных ситуациях освещения.

Через 400 часов защитное покрытие Tru Vue и Глянцевый Архивный лак, нанесенный в четыре и шесть слоев, обеспечили отличную защиту акварельных образцов. Для всех окрашенных образцов Delta E оставалось меньше 4 и по стандарту ASTM соответствовало Lightfast I (LF I), при этом покрытие Tru Vue обеспечивало немного лучшую защиту. Все размывки для Pyrrole Red Light в 400-часовой экспозиции имели светостойкость LF I. Для сравнения: в то время как Глянцевый Архивный лак, нанесенный в два слоя, хорошо защищал остальные размывки, Fluorescent Pink получил рейтинг LF III для средних и светлых размывок (mw, lw). Под стеклом обе размывки Alizarin Crimson и светлая размывка Fluorescent Pink заработали LF III, а для средней размывки Fluorescent Pink LF упал до V. После 400 часов воздействия незащищенные размывки Alizarin Crimson и Fluorescent Pink заработали LF IV. Незащищенные средние размывки для Alizarin Crimson упали до LF IV,  для Fluorescent Pink  - до LF V.

Через 1200 часов все размывки, защищенные шестью слоями Глянцевого Архивного лака, остались в пределах LF I. Tru Vue держал все размывки в пределах LF I, кроме Fluorescent Pink (FP) средней, получившей LF II. Под четырьмя слоями Глянцевого Архивного лака обе размывки Fluorescent Pink получили LF II, а остальные остались в пределах LFI. Под двумя слоями Архивного лака светостойкость светлой размывки Fluorescent Pink упала до LF III, а средней - до LF V.

Обычное стекло для «незащищенных» светлых размывок Fluorescent Pink и Alizarin Crimson обеспечивало светостойкость LF III. Для средних размывок: Alizarin Crimson – LF IV, Fluorescent Pink – LF V.

В соответствии с рейтингом ASTM, Pyrrole Red Light оставался в категории LF I для всех случаев, кроме «незащищенных» светлых размывок для 1200 часов, когда значение Delta E составило 4,23. Это немного превышает границу в LF II. Поскольку данная светлая размывка имела меньше пигмента, чем 40%-ная размывка, используемая ASTM для испытаний светостойкости, этот рейтинг не удивителен.

Лакирование меняет эстетику и характер акварели на бумаге (рисунок 1). Однако, поскольку данное тестирование было сосредоточено только на светостойкости, а не на эстетике, выбор был сделан в пользу глянцевого лака, поскольку он позволял получить лучшие цветовые измерения. Недостатком является тот факт, что несколько слоев глянцевого лака, в частности, могут создать эффект ламинирования.


Рисунок 1. Светлые и средние размывки QoR Pyrrole Red Light (слева направо) – без лака, 2 слоя, 4 слоя и 6 слоев глянцевого архивного лака.

Поэтому мы надеемся показать в будущей статье некоторые способы минимизации такого эффекта, используя комбинацию глянцевого и матового лаков.

Глядя на текущие результаты, можно утверждать, что шесть слоев глянцевого лака Gloss Archival Varnish отлично справились с защитой светостойкости. В то же время, эти слои лака заполнили текстуру бумаги и создали слишком глянцевую акриловую поверхность. Под некоторыми углами обзора свет, отражающийся от этого покрытия, скрывает картину. При нанесении четырех слоев лакового покрытия поверхность выглядит менее глянцевой, текстура бумаги все еще присутствует, а отраженный свет более рассеянный. При двух слоях защитного покрытия сохраняется больше текстуры и меньше глянца, поэтому блики отраженного света будут очень незначительными. Лакирование также может вызвать изменения в цвете и в соотношении светлого и темного. Поэтому всегда лучше изначально проверять, насколько эти изменения приемлемы.

По сравнению с глянцевым лаком, почти невидимое съемное защитное покрытие Tru Vue® вносит очень мало изменений в эстетику акварели и позволяет поверхности бумаги сохранять свое уникальное и тонкое взаимодействие со светом. TruWue® - отличный выбор, если учесть светостойкость, сохранение уникальной поверхности акварели на бумаге и традиционную эстетику акварельной живописи.


Заключение

В нашем исследовании использовалось большинство красок с низкой светостойкостью, поэтому испытание защиты от повреждений, создаваемых ультрафиолетовым светом было достаточно жестким. Обычное стекло и два слоя архивного лака Archival Varnish (Gloss) оказались неэффективными против выцветания нестойких красок под воздействием УФ-излучения. С увеличением количества слоев лака степень защиты увеличивалась. Четыре слоя лака обеспечили некоторую защиту, а шесть слоев архивного лака Archival Varnish (Gloss) удерживали все тестовые квадраты в категории Lightfast I при воздействии излучения, эквивалентного приблизительно 99 годам освещения в музее. За исключением средней размывки Fluorescent Pink, защитное стекло Tru Vue® Optium Museum Acrylic® при 1200 часах экспозиции также сохраняло все цвета в категории Lightfast I. Обычное стекло не обеспечивало такой защиты. Бледные размывки красок, даже имеющих категорию LFI, под воздействием ультрафиолетового света могут со временем выцвести, и наше тестирование показывает, что защитное покрытие уже из двух слоев лака может помочь предотвратить эти изменения цвета.

Для художников, которые принимают эстетические изменения, возникающие при лакировании, и заинтересованы в расширении границ традиционной акварельной живописи, GOLDEN Archival MSA Varnish представляет собой чрезвычайно полезное средство для обеспечения светостойкости прозрачной акварели на бумаге.

1 Golden Artist Colors, “Application Information Sheet: Varnishing Watercolors with GOLDEN Products”, (accessed 4/4/2016).

2 UVLS расшифровывается как «стабилизаторы ультрафиолетового излучения» и является тем компонентом в лаке, который обеспечивает защиту светостойкости для художественных работ.

3 Больше информации смотрите на http://www.justpaint.org/delta-e/, Sarah Sands, “Delta E: A Key to Understanding Lightfastness Readings,” Just Paint,  (accessed 3/30/2016). According to ASTM D4303-03 “Standard Test Methods for Lightfastness of Colorants Used in Artists’ Materials,” a spectrophotometer and the CIE L*a*b* color space (CIE 1976) are to be used to determine Delta E. This analysis of color change is based upon comparing pre-exposure spectrophotometer readings and post-exposure readings of a paint’s color. Larger numbers represent more damage from light and greater change to the color.

4 Стандарт ASTM D5067 “Standard Specification for Artists’ Watercolor Paints,” p. 2, 6.

5 “Sunlight, Weathering & Light Stability Testing”, Q-Lab Technical Bulletin
LU-0822, rev. 2007, p. 6, Q-Lab.com. (accessed 4/12/2016).

6 Защитное стекло “Tru Vue® Optium Museum Acrylic®,” Tru-Vue.com, (accessed 3/30/2016).

7 Сравнительная характеристика защитных покрытий: “Product Comparison for High Performance Acrylic and Glass Solutions”, Tru-Vue.com, and
“Acrylic Collection Fact Sheet (English),”  accessible via “Technical Info and Resources,” “Tru Vue® Optium Museum Acrylic®,” Tru-Vue.com, (accessed 4/11/2016).

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров