Сергей Курбатов. Часть 3. Три совета начинающим художникам.

Художник-акварелист Сергей Курбатов рассказывает о преподавании на мастер-классах и работе на пленэрах. И самое главное – дает три совета начинающим художникам!


 

– Это органично получилось и абсолютно не из-за денег. Заводите аккаунт в facebook, ставите в него какую-то хорошую интересную картинку. Допустим, 20 человек напишет «вау!», а один человек задаст вопрос: а как вы нарисовали вот это? И, если у вас таких картинок несколько, и «лайков» не 20, а 200, то уже 5-10 человек спросят: а как вы это сделали? В какой-то момент начинаешь понимать, что есть много желающих знать, как это все сделано. За раз я всем не смогу ответить, лучше брошу клич: «Объясняю, как я рисую!» И тут собирается огромный коллектив желающих: я хочу знать, как вы все это нарисовали! В этот момент все и начинается. Я бросил клич (в Новосибирске была хорошая погода): «Все желающие, пойдемте, порисуем!» Пошли, порисовали, бесплатно. Я вообще-то не педагог. Я просто показываю и как-то пытаюсь объяснить, что у меня происходит. Но раз ты взялся за это дело, то, пожалуйста, разверни себя таким образом, чтобы все было четко и понятно. Я работал в этом плане. Я не занимался ораторским искусством, это само собой пришло. Всему учишься. Рисуешь «спасы» – учишься. Так и это – учишься, оттачиваешь, и все приходит.


 

Как организуется работа на пленэре:

– Все должно быть очень компактно, очень продумано, ничего лишнего. Стараться все держать вокруг себя. Если вы работаете стоя, это специальная тренога, на которой расположен планшет, планшет крутите под углом; под ним столик. Все в пределах досягаемости. Можно даже по карманам что-то разложить, но куртка у вас должна быть дешевая, чтоб было не жалко, потому что все вокруг, как бы вы не организовывали и не продумывали, будет наполнено акварелью.


Все это – организация и привычка. Первые пленэры, как правило, хаотичные. Люди ставят краски с одной стороны листа, банку с водой – с другой. Залазят в банку, в краски, и половина краски остается на листе. Наступаешь на грабли один раз, другой, потом методом проб и ошибок каждый находит, как нужно делать, либо я хожу, подсказываю: товарищи, поставьте банку вот сюда. – Ой, а правильно! Масса таких нюансов. Но основное – это опыт плюс организация. Если вы организованы, у вас все собрано, все хорошо, все под рукой.

Критерии оценки работ на мастер-классах:

– Я художника не отправлю рисовать во второй раз и не скажу:  «Вы знаете, у вас тут вообще ужас какой-то». Я говорю, на что нужно обратить внимание. Говорю: «Я вас отправляю на следующий урок, вы молодец». Я не могу людям категорически заявлять: так, все плохо, смывайте, рисуйте еще раз. Бывает такое. Но публично я такого не скажу вслух. Если мне на какой-нибудь выставке дадут в руки микрофон и спросят: что вы думаете про эту работу? Я про нее подумал: «Это «лажа». Но нельзя же об этом сказать. И ты выдумываешь какие-то формулировки. Да, люди понимают, что что-то не так, подходят, смотрят. Всегда думаешь, что можно сказать, чтобы никого не обидеть. Нет, я умею обижать, но пользуюсь этим нечасто.


 

На самом деле, чтобы оценить картину, нужна доля секунды, даже нано секунда, чтобы понять, что «вау!». Все, вот оно, выстрелило! А потом стоишь еще и полчаса разбираешь: что же это было? Почему это так? Потому что логически я вам объясняю про свои якоря, про пигменты, про кисточки, как можно кисточками работать. Но когда видишь эту симфонию, собранную вместе, первое слово у тебя это «вау!». А потом уже все остальное, идет анализ, копание. И это может быть абсолютно на ровном месте.

Вот так, например, слушаешь музыку и понимаешь, что она прекрасна. Или, за что вы любите ребенка? Потому что он такой-то и такой-то? Это не ответ. Вы просто любите его. Так же и работа, – вы будете ее любить за то, что она прекрасна. А, когда начинаете анализировать, это чувство уходит.

Как вовремя остановиться и не «замучить» работу?

– Отойти подальше от нее. Как правило, уже начинаешь себя спрашивать: а не пора ли мне остановиться? Этот момент возникает, когда ты топчешься на одном месте; когда ставишь то тут штришочек, то там; и где достаточно одного кирпичика, рисуешь 25. Тогда понимаешь, так, ладно, стоп. Т.е. нужно остыть, отойти от этой работы, отпустить ее от себя или хотя бы отодвинуться от нее. Если вы работаете близко, сидите за столом, вы не можете оторваться. Нужно волевое усилие. Раз – отходим подальше, смотрим с расстояния 1,5-2 метра, и там уже становится все ясно. Либо действительно нужно что-то сделать, причем не в деталях, а где-то коренным образом улучшить, либо все, хватит, отлично нарисовали.


 

Об участии в галереях выставках:

– Все, что я рисую, я выставляю в facebook, и через день-два находятся желающие, которые хотят купить. Меня не хватает на галереи. У меня не хватает терпения общаться с галереями. Особенно, когда начинают: ну, что ты хочешь? Ты думаешь, это продастся? Я не говорю, что это все негатив, это сложно, а я не люблю сложности. Самое главное, где я живьем виден, – это на всевозможных выставках. Либо рисую и выкладываю все в интернет.

Важно ли быть членом союза художников или акварелистов?

– Сейчас для меня не важно. Но был какой-то момент, когда мне советовали – вступи в Союз художников. Тебе нужно. Вот знаете, как в СССР нужно было: октябренок, пионер, комсомолец. Я решил, что подумаю об этом. Потом все откладывал. И так я ни в каком союзе не состою и не знаю, нужно это или нет. Кто-то коллекционирует эти удостоверения, кому это интересно, я просто не могу сказать, нужно мне это или нет.


ТРИ СОВЕТА НАЧИНАЮЩЕМУ АКВАРЕЛИСТУ:

– Раз уж я начал с хорошей книжки. Сделайте творчество своей привычкой!


Самый правильный, нужный совет: не думайте, что есть какая-то муза, есть вдохновение. Оно само не придет. Просто нужно брать себя за волосы и рисовать. Придумать себе какие-то «спасы», без которых вы потом не сможете дальше жить. Все. Раз.

Два. Смотрите обязательно по сторонам. Не копируйте кого-то одного. Не пытайтесь повторить того же Джозефа Збуквича. Вы станете копией Джозефа Збуквича, но не станете собой. Смотрите как можно шире, на 360 градусов, чтобы появился ваш стиль. Чтобы вы выработали его из этого всего массива, винегрета, который вы в себя впитали, чтобы появилось что-то ваше, свое. Вы ничего нового не создадите, все уже придумано. Но как вы это все скомбинируете, как вы это все разложите – вот в этом деле у вас может получиться очень хорошо. Смотрите по сторонам.

Три. Не бойтесь. Когда многие видят белый чистый лист, думают: я сейчас все испорчу. Красить совершенно не бойтесь. Ужаса никакого в акварели нет. Чем больше вы рисуете, тем она становится более подвластной вам, интересной, и что самое удивительное, в ней нет никаких пределов. Сколько бы ты не красил, не рисовал эту картину, можно идти и конца и краю не будет. Не нарисуешься.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»