Защита акварельных красок от выцветания

Вопросы светостойкости живописного произведения регулярно поднимаются в художественной среде. Для иллюстраторов они не являются актуальными, поскольку их работы – это сканы с ручных работ. Если же вы экспонируете свои работы на холсте или бумаге, то светостойкость красок становится серьезной проблемой. Художнику придется позаботиться о том, чтобы через пару лет краски, имеющие низкую светостойкость или содержащие несветостойкие пигменты, не начали «исчезать» с холста или бумаги!

Этот вопрос особенно остро стоит для акварельных красок и пастели, содержащих совсем мало связующего, в отличие от акрила и масла. Связующее хоть немного, но защищает рисунок или живопись от воздействия света.

Американская международная организация по разработке стандартов для материалов (American Society for Testing and Materials, ASTM) предоставляет отдельные таблицы светостойкости пигментов для каждой из живописных сред, и в акварели пигмент обычно имеет меньшую светостойкость. У любой профессиональной линейки красок имеется информация о светостойкости на палитре серии, обозначаемая в виде звездочек.

Как же можно защитить свою работу от вредного воздействия ультрафиолетового излучения? Существуют серьезные исследования в этой области. Мы рекомендуем к прочтению статью Кэти Дженнигс, художника-пейзажиста, специалиста по материалам GOLDEN, MFA Университета Пенсильвании, доктора философии Техасского университета:

В данной статье рассматриваются существующие сейчас три основных варианта защиты акварели от УФ излучения:

  1. Обычное стекло

  2. Музейное стекло Tru Vue® Optium Museum Acrylic®

  3. УФ-лак GOLDEN Gloss Archival Varnish with UVLS

В статье подробно описана методика тестирования светостойкости акварельных красок при помощи спектрофотометра X-Rite VS450 с цветовым пространством CIE L*a*b* (CIE 1976). Данный прибор позволяет выполнять ускоренное УФ-тестирование светостойкости окрашенных акварельными красками образцов.

Для тестирования были выбраны следующие красители: Pyrrole Red Light, Alizarin Crimson, Fluorescent Pink.

Результаты тестирования ничем не защищенных образцов и образцов с различными вариантами защитных покрытий наглядно представлены в таблицах. В соответствии с ними, наилучшую защиту обеспечивает музейное стекло и УФ-лак, нанесенный в 4 и 6 слоев.

УФ-лак, нанесенный в 2 слоя, подойдет для красок, имеющих изначально хорошую светостойкость, но не обеспечивает защиту для «летучих» флуоресцентных красок.

Обычное стекло обеспечивает длительную защиту только для стойких красок, типа Pyrrole Red Light.

Надо иметь ввиду, что УФ-лак, нанесенный в 4 и 6 слоев создает слишком глянцевую поверхность с эффектом «ламинирования», что может быть неприемлемо для художника. Для минимизации подобного эффекта можно использовать комбинацию глянцевого и матового лаков.

В целом, тестирование показало, что защитное покрытие уже из двух слоев лака может помочь предотвратить изменения цвета, а для художников, которые принимают эстетические изменения, возникающие при лакировании, и заинтересованы в расширении границ традиционной акварельной живописи, GOLDEN Archival MSA Varnish представляет собой чрезвычайно полезное средство для обеспечения светостойкости прозрачной акварели на бумаге.

Полная статья в переводе на русский язык: Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров