Бланка Альварес: "Мне нравится быть счастливой, когда я рисую"


«Мне нравится быть счастливой, когда я рисую, чтобы хотелось танцевать и петь!» – это слова молодой художницы Бланки Альварес. Она любит яркие краски, море и родные испанские дворики, и она точно знает, как начать заниматься любимым делом и добиться успеха.

Бланка Альварес – молодая испанская художница-акварелистка, уже довольно известная. Не так давно мы (вместе с @artholiday) провели Творческую встречу с ней в Образовариуме ЦДМ. И это оказалась не просто беседа о технике акварельной живописи, а разговор о том, что делает человека счастливым!



О том, как все начиналось. Рассказывает Бланка Альварес:

– Я очень рада быть в Москве! Начну с того, что расскажу, как моя жизнь привела к тому, что я рисую. Я из Малаги – города на юге Испании, и с детства мне очень нравилось рисовать. Мои родители долгое время работали в разных городах и часто их не было рядом. Я очень скучала по ним. Чтобы меня отвлечь, мне давали карандаши. И мне всегда нравилось рисовать.
В 16 лет я начала учиться в академии живописи, изучала технику, делала много рисунков. Мой преподаватель меня многому научил, в том числе, как важен набросок. Для меня суть акварели – это как раз набросок. У тебя может быть отличная акварельная техника, но ничего не выйдет, если рисунок неудачный. А дальше уже можно развиваться, искать что-то свое, пробовать.
Я считаю, что очень важно уметь рисовать. Я немного рисовала маслом, но потом влюбилась в акварель. С детства я всегда говорила, что, когда вырасту, хочу стать художницей, но поступила в университет, изучала экономику. Не знаю, как в России, а в Испании всегда говорят, что тебе нужна нормальная серьезная работа. И я решила, что буду рисовать в свободное время. Я окончила университет и начала работать, но одновременно я также рисовала: и дома, и на пленэрах, и участвовала в разных конкурсах. Потом начала учиться на адвоката, поскольку все еще не была уверена в том, чем хочу заниматься. 10 процентов своего времени я уделяла рисованию, а 90 – поиску работы. В какой-то момент я подумала: а что, если я буду больше времени уделять рисованию и меньше работе? Мне было трудно принять такое решение, было страшно.

О том, как перестать бояться и заняться любимым делом:

– Как-то раз, одна галерея в нашем городе предложила мне организовать выставку. У меня был год для того, чтобы подготовиться к ней. Тогда я перестала искать работу и начала заниматься только рисованием. Этот момент совпал с экономическим кризисом в Европе и в частности в Испании, работу найти было нелегко, и для меня это была отличная возможность. Выставка прошла очень хорошо, и я решила принять участие в акварельной конференции во Франции. И так – от одного мероприятия к другому, и вот уже прошло пять лет с моей первой выставки, а теперь я здесь, в Москве. 29 лет – и наконец-то успех! Да, иногда говорят: какое сумасшествие заниматься рисованием; нужно найти настоящую работу, сделать карьеру! Но я никогда не могла представить, что когда-нибудь окажусь здесь, что буду путешествовать. Что буду работать в пижаме! Сейчас я довольна и ни о чем не жалею.

Мои родители сначала тоже боялись: в Испании думают, что лучше иметь постоянную работу с зарплатой. А сейчас нет, они очень довольны. Они видят, что я счастлива, делаю, то, что мне нравится, и живу. Мой папа мне помогает, это он сделал мою веб-страницу.

 О выборе тем, которые вдохновляют:

– Один испанский поэт говорил, что детство – это воспоминания о дворике в Севилье. Возможно, вы видели в инстаграме, фейсбуке, что мне нравится рисовать различные дворики, улочки с цветами, со светом. У моей бабушки тоже был дворик, в котором я проводила много времени. Там было очень красиво, мне нравилось освещение. И я пытаюсь зафиксировать тот момент во многих своих картинах.

Primer Premio del III Certamen de pintura "Patios de Córdoba"
(Первая премия III конкурса живописи "Внутренние дворики Кордовы", 2014)

Море мне тоже нравится, ведь я живу в городе у моря. Вот, например, рисунок на морскую тематику – домики рыбаков.

"Cabañas de pescadores en Terra Nova" ("Домики рыбаков в Терранова")

Темы, которые мы выбираем, сильно меняются со временем. Иногда пересматриваешь фотографии через год-два, например, фото из путешествия, и находишь там то, что тебе хотелось бы нарисовать, а раньше – не хотелось. Или, например, когда едешь в город, видишь там городские пейзажи, машины. Сейчас я такое не люблю рисовать, но кто знает, может в будущем? Я ищу вдохновение в различных местах.

О цветах, которых так много в окружающем мире:

– Монохром, белый и черный цвета – очень выразительны для меня, но вокруг так много других цветов! И в магазинах тоже такое разнообразие цветов, что я всегда думаю о том, как их можно было бы использовать. Я очень жизнерадостный человек, и стараюсь отразить это в том, что я рисую. Я часто использую достаточно чистые цвета прямо из тюбика, но стараюсь, чтобы это были очень прозрачные цвета. Непрозрачных у меня мало. И всегда эти цвета очень яркие. Сиена жженая мне очень нравится. И я еще выбираю такого производителя, у которого она еще ярче. Это все время поиск. Нужно пробовать и искать свою палитру.

Сначала я рисовала очень-очень прозрачно, это шло изнутри... Но, когда ты становишься более уверенным в том, что делаешь, в своей технике, тогда смело добавляешь больше цвета.
Может через 30 лет все будет по-другому. Может, я буду рисовать иначе. Возможно, я буду использовать меньше цветов. Но сейчас мне нравятся цвета!

Какая же палитра Бланки Альварес?

– Сиена жженая, сепия, перилен фиолетовый, кобальт, травяной зеленый сабгрин, прусский синий, королевский синий, кармин, кобальт бирюзовый, изумрудный зеленый, из желтых – камбоджийский лимонный. В моей коробке с красками есть еще и другие цвета, но основные те, которые я назвала. И очень редко я использую какие-то еще.



"La puerta verde" (Зеленая дверь)

Смесь каких цветов использована, чтобы получить такой зеленый на деревьях?
– Очень яркий сабгрин, кобальт, в разных пропорциях. И сиена жженая. Или сиена жженая с прусским синим.

О производителях красок:

– Я использую SENNELIER, REMBRANDT, НЕВСКАЯ ПАЛИТРА, MUGELLO, WINSOR&NEWTON. Выбираю по пигментам. Есть такие цвета как сепия и сиена жженая, состав которых меняется в зависимости от производителя. У меня есть цвета, которые я использую всегда, но иногда я покупаю другие и меняю свою палитру.

О выборе бумаги:

– Я использую ARCHES TORCHON для одних работ и SAUNDERS WATERFORD мелкозернистый – для других. Потому что иногда я работаю по-сухому, а иногда по-влажному. Такая бумага забирает много цвета, и я это всегда учитываю – беру больше краски. Моя палитра герметично закрывается, и обычно краски остаются свежими. Вообще, краски из тюбиков по сравнению с кюветами позволяют набрать более свежую краску.
О том, как бороться с кризисами, когда не получается то, что задумано:

– Обычно это моменты, когда есть какие-то личные проблемы; когда плохо. Я в этот момент рисую. Я думаю, что иногда стоит остановиться, но это опасно, ведь каждая акварель – это вызов. В этот момент нужно себя переселить и сказать: нет, я это закончу. И это помогает преодолеть кризис. Художник, который тоже родился в моем городе – Пикассо, говорил, что вдохновение появляется в процессе работы. Я думаю, что лучше продолжать и не останавливаться. У меня тоже был кризис, и тогда я ходила в музеи, смотрела на работы античных мастеров, различные композиции, темы, цвета, – и меня это снова вдохновляло.
О любимых художниках, классиках и современниках:

– Мне очень нравятся Ван Гог, Дега, Рембрандт, из современных акварелистов – Чарльз Рей, русский художник Денис Петруленков, китайские художники, например, Лю И. Что касается испанских художников, мне нравится Хоакин Соролья, он рисовал в различных техниках, в том числе маслом. Не важно, какие техники. Это просто искусство, живопись, она всем нравится. В России мы с большим интересом посетили музей русского импрессионизма.
О буднях художника:

 – Я стараюсь работать каждый день. Иногда это не удается, но я стараюсь, ведь акварель – очень требовательная техника. Кроме того, я участвую в выставках: недавно прошла выставка в Малаге, после России я еду в Португалию, Францию, Бельгию, отправляю свои картины в Китай. И заказы тоже беру, вот, когда я вернусь, мне нужно будет закончить картину.

В Испании часто проводятся конкурсы по рисованию на открытом воздухе. В них иногда участвует более 100 художников, и в конце это больше похоже на небольшую однодневную выставку. Я много раз участвовала в таких конкурсах, это очень хорошая школа, которая многое дает. И это испытание, прежде всего, для себя самого, потому что у тебя очень мало времени, очень большой формат, и еще тебе мешает жара, насекомые, ветер – это проблема летом на юге Испании! Для этих конкурсов я часто рисую дворики, и прошу хозяек этих двориков разрешить мне там рисовать. Иногда мне отказывают, говорят, что я здесь уже когда-то рисовала. И тогда я отвечаю, что нарисую лучше! Но обычно жителям нравится. Это праздник: к нам приехали художники! Люди очень любезные, приносят еду, ставят зонтики. Я не могла однажды закончить картину, меня стали угощать – принесли суп, мясо. Мне это очень нравится – любезность людей, возможность общаться с коллегами!

Несколько раз на этих конкурсах мне удалось выиграть. Это было трудно, потому что в Испании к акварели относятся не так уважительно. Люди считают, что рисовать на бумаге – это не серьезно, думают, что масло лучше, ближе к настоящей живописи. Но акварель на самом деле сложнее, и постепенно она становится все более популярной.

О кистях и карандашах:

– Почти все мои кисти из натурального ворса.

Почти все картины сделаны четырьмя кистями. Самая большая кисть – для смачивания бумаги, остальные – из натурального беличьего ворса. А единственная синтетическая кисть – для очень тонких линий.

Акварельные карандаши использую редко. Яркие точки на этой картине сделаны непрозрачными красками. Я думаю, они создают ощущение движения:

О творческой кухне художника – идеи и техника:

– Интересно, что идеи картин ко мне обычно приходят ночью! Цветовую гамму я определяю сама.



Например, мне нравятся маяки. Там нет истории, вроде бы ничего не происходит, но она может что-то напомнить тому, кто смотрит на картину. О каком-то путешествии, о какой-то ситуации в жизни. Иногда мне нравится свет. Иногда мне нравится то, что происходит. На создание одной работы у меня уходит примерно 3 часа. Если работать дольше, уже не будет прозрачности.

 – Как я пишу? – Всегда иду от светлого к темному. Если небо светлое – то сначала небо, если небо более темное, то небо делаю потом. И, когда я работаю по-сухому, я работаю участками. Мне не нужно, чтобы весь лист был влажным.

– Мой любимый технический прием – это белая бумага. Я очень часто бываю во Франции, и видела много разных работ на выставках. Многие художники там предпочитают закрашивать все, а потом высветлять отдельные участки. И часто видишь, что бумага впитывает цвет. Мне это не нравится, мне кажется, что секрет в том, чтобы оставить белое белым. Что касается техники: я всегда стараюсь, чтобы вода сама работала. Ищу баланс между контролем и свободой – пусть цвета смешиваются.

– Еще одна техника в моей работе – это баланс работы по-сухому и по-влажному. На первом этапе я рисую по-влажному, а потом, когда бумага сохнет, работаю по-сухому.

– Белила использую очень мало и совсем не использую маскирующую жидкость.



Маковое поле. Процесс создания картины шаг за шагом.

– Работаю обычно горизонтально на металлическом мольберте типа штатив, и всегда стоя, чтобы можно было отойти. Когда сидишь, сковываются движения, а, когда стоишь – они более свободны. И, когда рисую большие форматы. Для работы на пленэре у меня есть мольберт из алюминия, который мало весит.

– Обязательно использую скетч-буки – для меня это важно. Я всегда в них делаю предварительные рисунки, особенно, когда работаю на улице. Чтобы четко представлять то, что я буду рисовать.

– Готовые работы я храню в папке, а для выставки оформляется паспарту. Оформлять картины дорого, и занимает иногда много места, но для выставок нужно обязательно оформлять.

– Я не пользуюсь фиксативом, полагаюсь на то, что производители краски хорошо сделали свое дело. Но конечно я даю совет: не вешать картину под прямые солнечные лучи! Надеюсь, что они продержатся много лет. Я об этом не думала.

– Я люблю рисовать под музыку. Поп-музыку, иногда радио (новости и рассказы о городах). Но лучше музыка. Музыка помогает войти в такое состояние, когда кажется, что все получится. Мне нравится быть счастливой, когда я рисую, чтобы хотелось танцевать и петь!

О заказах и работе с галереями:

– Галереи сами предлагают разместить мои работы, находят меня в инстаграме, например. Можно и самому сходить в галерею, предложить свои работы – ничего при этом не потеряешь.
Начать зарабатывать продажей картин трудно. В Малаге есть небольшие рынки и поначалу я выставляла там свои работы. И в первом конкурсе, в котором я участвовала, если тебе не дают премию, то ты можешь продать картину. Но я не помню, какую картину я продала первой. На выставке, даже если продаешь много картин, нельзя позволить себе купить, например, машину. Нужно копить на плохие времена. Не знаешь, как будет в жизни. Я сочетаю все: и мастер-классы, и выставки. И справляюсь пока.

О мечтах:

– Мечты меняются. Сначала я мечтала о том, чтобы зарабатывать рисованием. Я не думала, что эта мечта может исполниться. Я стараюсь посвятить себя этому занятию. Я попыталась заниматься разными вещами, но жизнь меня возвращала к рисованию. Поэтому дорога меняется все время, и я надеюсь, что я смогу и дальше зарабатывать живописью. Это моя мечта. Я мечтаю, чтобы мои картины были очень дорогими, попали в музеи, и поэтому я рисую очень много, целыми днями. И я хочу, чтобы у кого-нибудь была моя картина. Я очень радуюсь, когда кто-то приобретает мою картину; говорит, что она напоминает ему о детстве, о родном городе, что ему приятно каждый день смотреть на эту картину. Для этого и нужны картины – чтобы на них смотреть.

В будущем я хотела бы рисовать не только пейзажи, но и натюрморты. Хочу составлять свои композиции, купить цветы, вазы, предметы, подобрать цвет. В будущем.

Советы для начинающих художников

Как продвигать себя?

– Через социальные сети, галереи; участвовать как можно в большем количестве мероприятий, которых так много сейчас. В любом месте есть человек, который тебя заметит; галерея, которая тебя возьмет. Я тоже сначала сомневалась. А потом на выставке увидели мои работы и пригласили меня на другое мероприятие. Если мы хотим, чтобы нас заметили, мы участвуем в разных мероприятиях.

Начинать рисовать на хорошей бумаге или подешевле?

– Первые 3-4 картины, которые я нарисовала, были на плохой бумаге. Потом я попробовала ARCHES TORCHON, – и… это нельзя сравнить! Я думаю, что нужно использовать хорошую бумагу, тогда и результат будет лучше. Будет меньше неудачных картин, ведь для начинающего художника так нужны небольшие радости. Но, я знаю художников, которые рисуют и на бумаге для фотографий, и на бумаге без хлопка, зависит от человека. Зависит не от красок, не от кисточек, а от самого человека.

Как улучшить свои навыки в акварели?

– Я много рисовала акварели одним единственным цветом. Прежде чем работать с цветами, нужно освоить саму технику, много рисовать. Чтобы в доме всегда было место, готовое к работе. Если каждый раз нужно собирать мольберт, убирать все со стола, – это сложно. Должно все быть просто и быстро. Для акварели не нужно много места, просто организовать рабочее пространство.

- А какое мнение сложилось о Москве, России, русской аудитории?

– Москва очень понравилась. Идут серые-серые здания, а потом вдруг голубое и церковь. Я не привыкла к таким красивым церквям, они кажутся сказочными. В Испании они каменные белые с коричневой крышей, и все. Здесь очень красиво. И свет другой. Крутицкое подворье очень понравилось.

Я бы хотела еще приехать в теплое время года. Хотела бы посмотреть типичные деревенские дома. Мне больше нравятся деревни, чем большие города. Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров