Елена Базанова. Часть 3. О подходах к работе с акварелью.

"Как это возможно?!" – вот первый вопрос, который возникает, когда видишь акварели Елены Базановой. Здесь нежные цветы, хрупкие стрекозы, живые фрукты и рядом же – льющиеся драпировки, осязаемость дерева, бумаги, морских раковин. Акварель Базановой – это целый волшебный мир!

Картина Елены Базановой

В волшебном мире Елены Базановой: подход к работе в акварельной живописи

Один из первых вопросов, задаваемых художникам, – это вопрос о том, какую бумагу они используют для своих работ.
– Я использую гладкую акварельную бумагу ARCHES SATIN либо TORCHON. Для некоторых случаев неплохо подходит HAHNEMUHLE, она приятная, стабильная в работе. Иногда использую LANA, у неё есть свои интересные свойства. Конечно же, все бумаги по своим свойствам разные.
– На чём я училась писать? Я писала на чертёжной бумаге, потому что в моём детстве хорошей бумаги не было. Может быть, какие-то этюды удавалось писать на Торшоне, но это были маленькие форматы, больших не было, художникам их доставали. Поэтому если удавалось получить большой лист немецкого Торшона, – на нём же только шедевры писать, он же такой капризный! Это же стресс. А с чертёжкой мы по-братски поступали, мы её терли, чуть ли не до дыр, и вообще не боялись этого.
– Лучший пример сказанному – это то, как я экспериментировала недавно с внучкой. Во-первых, я начала приучать ее к влажной акварели с одного месяца, и к полутора годам она уже знала весь технологический процесс! Она знала, зачем нужно бумагу увлажнить, знала, как помыть кисть и для чего нужен пульверизатор. Набрать краску на кисть, помыть и прочее. Я её приучила писать по мокрому, большими кистями. Мне так приятно было, когда у неё краска красиво растеклась, и у неё аж вырвался возглас удовольствия. А когда я дала ей чертёжку, она сразу сказала что это - «не то». Мазать краской можно, а вот для работы акварелью – никакого удовольствия.
Очень важно, все-таки, использовать хорошие материалы, и здесь я хочу отметить «Передвижник». Потому что профессиональные материалы – это совершенно другое качество работы.

Вот одна из моих ранних работ – натюрморт с грибами:

Картина Елены Базановой

Характер письма здесь мягкий, рисунок написан на Moulin Du Roy.

Вот один из примеров поиска новых тем:

Картина Елены Базановой

После этой работы я себя по-другому стала воспринимать, бывают такие этапы у художников, которые выводят на новый уровень.

Вот работа, о которой американцы сказали, что полиэтиленовый пакет в акварели — это моё ноу-хау:

Картина Елены Базановой

Вообще, передача материальности – это самое сложное в акварели. Поэтому так ценится, когда фактура даётся не растром, не одним мазком, а решается по-разному. В этом и сложность – управлять стихией материала для передачи каких-то особенностей материального мира.

Эта работа тоже оказалось знаковой, тоже получила приз:

Картина Елены Базановой

Мастер-классы и написание книги.
– Когда я начала проводить семинары по акварели, это стало для меня важным этапом. Я поняла, что я что-то делаю и это «что-то» для меня является обычным, рабочим явлением. А для зрителя, который не так искушён – это всегда большие эмоции. И я стала думать, что ж такого особенного я показываю? И с этого момента начался процесс рождения моей книги по технике акварели.

Картина Елены Базановой

Это работа, где используется эффект «вытеснения краски», на мастер-классах я это показываю, но в принципе, есть ролики в интернете, где всё это можно увидеть. Работа выполнена в студийных условиях, так как с влажностью на большом листе на пленэре управляться очень тяжело.
– Это работа большого формата. Всегда все большие работы я начинаю писать одним и тем же способом: я размачиваю лист полностью, с двух сторон, укладываю на марлю. Но вот на этой работе, к сожалению, есть стык. Потому что такого огромного полотна не бывает. Под этот размер бумаги я специально заказала органическое стекло, и под него еще кладу жесткий планшет. Потому что стекло тоже плавает, оно прогибается при таком размере под своей же тяжестью. Поэтому сначала либо это стол, либо планшет, затем органическое стекло, марля, лист. Таким образом, удаётся писать большие размеры.
Можно контролировать влажность самого большого листа, если он сырой снизу. Сверху бумага может быть и сухой, и мокрой – в этом случае она медленнее сохнет, и если кто привык к скоростной живописи, то ситуация с влажным листом будет уже избыточной. Но с другой стороны, это единственный способ, в принципе, справится с акварелью, с потоком воды. По-другому ничего не сделаете, особенно если хотите мощно и сочно писать, насыщенным тоном, в один приём, и в то же время сохранить еще и рисунок. По-другому не бывает.
– Вы можете посмотреть в интернете видео с выставки «Мастера акварели». Там мы с ребятами писали в четыре руки. Четыре автора работали над форматом метр на два семьдесят. Так что в принципе всё возможно, но конечно нужна определённая скорость, пишется не всё сразу. Одновременно везде писать невозможно, художник держит всё в уме и знает, что он делает в каждом куске. Заранее программировать и контролировать ситуацию – в этом заключается самая большая сложность. Просто это всё проходит через собственный опыт, через собственное понимание. Каждый мазок в этом случае начинает создавать своё пространство, формирует свой объём. Мастерство заключается в том, чтобы все эти случайности превратить в программу.

Эта одна из самых удачных моих работ, с фактурой дерева, с яблоками и с подсолнухами:

Картина Елены Базановой

Не знаю, откуда мне пришла такая идея в голову – опять поставить корягу, это был уже третий портрет этой можжевеловой коряги!

Картина Елены Базановой

И еще я специально купила рыбку, причём мне её даже продавать не хотели. Я попросила её хоть на три дня, под мою ответственность, и мне показали, как промывать эту рыбку, чтобы она жила. Так что позировала реальная рыбка.

Вот процесс создания этой работы:

Картина Елены Базановой

Тогда у меня родилась идея отразить в тексте и в фотографиях, как пишется работа, шаг за шагом. И я постепенно начала копить материал, то есть старт идеи создания книги – 2005 год. Сначала думала, что это будет просто набор статей про разные работы. Потом появились боковые сноски, советы. Потом советы я объединила в небольшие статьи, материал стал расширяться, и я написала десятистраничный труд для Академии художеств. Этот труд в 2010 году был опубликован в сборнике по технике Академии художеств. На каком-то этапе я думала, что дальше статей не уйду. А сейчас, тот раздел, который был посвящён истории материала, в моей книге разросся до семидесяти страниц чистого текста, и каждый раз у меня появляется еще какая то новая идея: «О, вот об этом не сказала!». Книга называется «Секреты акварели». Для меня сверхзадача – это издать книгу осенью-зимой, к выставке «Мастера акварели», которая пройдет в феврале 2018 года. На сайте artlib.ru я размещаю оригиналы, а дальше их распространили по всему интернету, коллеги считают, что там лучшие статьи по акварели на сегодняшний день.

Картина Елены Базановой

С другой стороны, лимоны, яблоки и груши – ну что с ними сделаешь? Голландцы всё уже нарисовали, всё, что хотели. С одной стороны, я иногда делаю такие реплики, в сторону истории, с другой стороны перерабатываю и делаю по-своему. И материал совершенно иной, акварель.

Картина Елены Базановой

Но я считаю, что тему можно развивать. Я вот один раз написала, а потом мне пришла в голову новая идея, как сделать по-другому. Я снова могу сделать постановку на эту же тему с развитием сюжета дальше. Каждый раз новое настроение, новые ощущения, и работа получается совершенно другой.
На мастер-классах меня часто спрашивают про последовательность действий, что делаем сначала? Я могу только показать, как можно делать, но важно именно самому понять, как это лучше делать. И я стараюсь в своём творчестве всегда уходить от этих правил, не вырабатывать для себя какой-то жёсткой схемы. У меня есть работа, где яблоки рассыпаны, и я каждый раз умышленно делала какое-то яблоко иначе. Конечно, визуально они всё равно получились в одном живописном ключе, но я специально не делала клише, я всегда меняла ход работы. По штампу рисовать очень легко, а вот уйти от штампа очень сложно.

Как работать с натурой:
– То, что изображено на этой картине, реально стояло у меня в мастерской, благо осенью было прохладно.

Картина Елены Базановой

Подсолнухи того же сезона:

Картина Елены Базановой

– Иногда бывает, что надо писать против правил. Нас учат, что нужно видеть изображение цельно, цельно вести картину на каждом этапе, чтобы картина хорошо читалась. Но бывают случаи, когда приходится идти против правил, потому что натура быстро увядает.

Картина Елены Базановой

Живые листья смородины могли стоять только три часа, не больше. Поэтому всё делалось в первые часы, пока натура свежая.
– Можно натуру фотографировать, но невозможно писать с фотографии. Даже собирая материал к своим рассказам по технике акварели, я не раз себя ловила на мысли, что того вдохновении, которое я получаю от натуры, от фотографии я не получаю. Тем более что у нас же зрение – стерео, мы чувствуем объём. А фотоаппарат всё видит плоско, не видит разницы тонов, сближает, и вдохновиться такой картинкой я, например, так и не смогла. Вдохновение будет только в том случае, когда в памяти отпечаталась моя эмоция. Только зрительная память, академическое образование, умение анализировать форму, помнить её, осязать в материале, даёт возможность работать с самыми сложными изображениями.

Картина Елены Базановой

– Если натура живая, она, конечно, быстро вянет, если не живая, то работу можно растянуть во времени. Живопись с натуры большого формата я доводила в студии в течение месяца. Время работы над картиной не связано с тем, что я не могу её делать быстро. Иногда, по разным причинам, сеансы бывают короткими, например, из-за долготы дня. Иногда в Петербурге вообще светло не бывает, невозможно работать. Поэтому идет доработка по впечатлениям, даже если натура уже увяла, и я могу её вести еще дня три. Но если очень сложная работа, то до недели.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров