Елена Базанова. Часть 4. О технике акварельной живописи.

В волшебном мире Елены Базановой: о технике акварельного рисунка

– Обычно я делаю картоны, то есть прорисовку всего рисунка целиком, иногда тонально, иногда даже в цвете, пастелью, потом перевожу на кальку и потом уже на акварельный лист. А дальше уже с работы пастелью пишу, как с натуры. То есть я её уже пережила, переработала у себя в голове, и я уже знаю, уже чувствую. По сути дела, акварель – это очень технологичный материал, он заставляет акварелиста продумывать каждый ход в исполнении работы, до мазка, до миллиметра. Что было необычного в моих работах с самого начала, когда я работала уже более серьёзно, уже без белил, без всего? Меня спрашивали: как это у вас получается? – там, где нужно – чётко, а там, где нужно – свежо, по-мокрому. Как это вообще возможно без резерважа, без клея?

Могу для примера такую историю привести. Однажды я принесла свои акварели в Союз художников, куда подавала заявку на вступление. Я как раз готовилась к выставке в Германии, и у меня была пачка акварели. Они посмотрели, сказали ну да, «акварельно», но может быть графика лучше. На самом деле я вступала в союз как книжный график. Но самое забавное было, когда они увидели мою калину! Буквально кучей над ней склонились при мне и удивлялись:

– Ого! Белила?
– Нет.
– Процарапывала?
– Нет.
–Оставляла?

Секрет в том, что у меня всегда живой след белого – всегда живая бумага безо всяких резерважей, без клея, без белил. Собственно, это и заставляет художника наперёд продумывать весь ход работы, ведь если убить белое в самом начале, вымыть потом краску бывает крайне сложно. Это кажется очень прагматичным, но акварелисты такие, да.

Колористика

Вот серия работ, созданная специально для одного интерьера, в котором было использовано сочетание золота, красного, карминового, чёрного.

Они специально решены в такой насыщенной манере, чтобы выдержать этот интерьер. Это дало толчок в развитии моей колористической идеи. Так тоже бывает, – подошла творчески к заказу, и это дало толчок в творчестве, возникла совершенно другая линия идей.

О транспортировке картин

– Транспортировка самолетом: до полутора метров разрешается транспортировать плоско, если есть возможность хорошо упаковать; большие работы обычно отправляются в хорошем, крепком рулоне. Для этого подходят разные типы рулонов, вплоть до того, что можно использовать вентиляционные или канализационные трубы! Есть, конечно, различные профессиональные картонные тубусы. Главное, чтобы не сжали, не пробили. Акварель очень легко переносит скрутку в рулонах, причём я стараюсь это делать внутрь живописью. Советую только при скрутке защитить их плёнкой либо калькой, главное, чтобы она была хорошего качества. Акварель в принципе достаточно устойчива, если на неё нет воздействия воды.

Вот тут я в кувшин лилии специально собрала для этого натюрморта.

Цветы, к сожалению, очень быстро вянут. Я поставила натуру, а через минуту она уже исчезла. Конечно, мне пришлось что-то фотографировать, и постановку я собирала в уме. Потому что здесь есть объекты другого рода: мало того, что листья лежат, есть еще и бегущая ящерица, за ней я тоже наблюдала в траве. Еще здесь есть стрекозы, мне их кошка приносила. Как она умудрялась их так ловить, что они целые, я не понимаю. Есть бабочки, их я чаще в парнике у мамы нахожу, а иногда соседский мальчик приносит.

Вот совершенно новая тема. Иногда бывает, что какой-то натюрморт на фон собирается постепенно и потом уже превращается в реальную работу:

– Вот вполне учебная задача – белое на белом.

Она поставлена специально, чтобы проиллюстрировать какую-то часть моей книги, потому что писать белое само по себе очень сложно, а тем более белое на белом – разное белое. Еще и разная материальность, и это, конечно, сложная задача.

Эта работа экспонировалась в Самаре. На неё очень интересно реагировали дети. Вот отзыв мальчика из книги отзывов: «Сегодня я пришёл на вашу выставку с ожиданием, что мне всё понравится, я посмотрел зал и увидел много интересных вещей. В вашем зале присутствовали очень интересные картины, «Белое на белом» и так далее, в картине «Белое на белом» присутствует какой-то смысл. И без сомнения это самая замечательная картина в зале. Приезжайте к нам в Самару еще. Ваши картины Forever. P.S. Объясните по телевидению смысл картины».

С переводом названия этой картины не смог справится не один переводчик:

В итоге я сама придумала – «Код времени». Это был очень сложный для меня 2009 год, тогда я формировала большой блок картин для первой профессиональной выставки, и мне нужно было написать знаковые картины. И к тому же в 2008 году случился экономический кризис. Я превратила газеты в символ времени, в то, что исторически фиксирует время. И оно спрессовывается в ком, закручивается, сворачивается. Я посмотрела на яблоко и увидела это яблоко – около коня, то есть он может его съесть. Когда я вижу у себя такое в картине, значит, она состоялась.

Случается, что, когда я начинаю что-то придумывать, оно обязательно выльется в какую-то историю. Однажды я ставила очередной сюжет с пакетом, и как-то сюжет не клеился. Видимо, кошка почувствовала, что я не созрела для работы и решила залезть в натюрморт. Она залезла, и улеглась там спать. И я, посмотрев на эту наглость кошачью, решила, почему бы не написать такую картину?

До этого у меня такого не было, чтобы кошка оказалась в натюрморте. И я, не дыша, быстро села и нарисовала пастелью. Просто цветными мелками нарисовала рисунок, причём только силуэт. Страшно боялась, что она мне свернёт что-нибудь в постановке, но нет, обошлось. И вот так оно простояло всё время. Причём, я нервничала и спешила, и первый вариант работы меня не удовлетворил. Я решила писать новый лист. И кошка опять залезла позировать! Наверное, простое кошачье любопытство заставляло ее возвращаться на это место.

Вот тут кот тоже реально позировал:

У вас сейчас эксклюзивная возможность, может быть, впервые увидеть историю создания кота. Это опять-таки кошачье любопытство, которым я воспользовалась. Он мне помог поставить натюрморт: я ставила предметы и смотрела, что там делает кот. И постепенно всё это появилось, он там спал, зевал. Когда уходил, я свитер серый для пятна туда клала. Ну, вот как работа идёт, и как делаются усы:

Чтоб вы все знали, что это всё без белил, без резерважа. Я просто обхожу эти места – лист там остается сухой, а потом туда постепенно вливается краска.

Про эту работу я написала отдельную историю, она будет в новой книге. Когда дочка прочитала, у неё слёзы появились на глазах. Сказала: «Ни за какие миллионы не продавай, пожалуйста, работу». У нас просто этот кот пропал, как-то летом его не стало, мы не знаем, куда он ушёл, украли его или лисы утащили, я уже не знаю. Мы все очень надеемся, что его просто увезли куда-нибудь «в гости».

– Кто-то однажды спросил, почему ты не пишешь огурцы? И я подумала: «А почему бы и нет?» и написала такой огуречный натюрморт, мама мне специально огуречную банку сделала.

Я написала один натюрморт, а потом решила и с помидорами поставить, но он резковатый по цвету получился:

О красках

– Как получаются такие сочные краски? Посмотрите на выкраски палитры «Белые ночи». Эти краски в целом меня устраивают, а если чего-то нет в этой палитре, я могу взять из Winsor&Newton. Но я хочу сказать, что одни и те же названия у разных производителей могут иметь совершенно разные оттенки и тона. Поэтому палитры одного производителя часто бывает недостаточно. Художники пишут разными материалами, редко кто использует только одну палитру.

Вот допустим, я вам сказала, что пишу без белил, а вы спросите, почему у меня в наборе есть белая краска? У некоторых производителей есть краски уже с примесью белого, для красоты цвета, но я предпочитаю это делать под своим контролем.

Вот картина «Красный на красном», – тут ушла кювета красного кармина. И еще я применила Opera Rose из Winsor&Newton.

Когда я пришла в «Невскую палитру» и спросила, нельзя ли сделать похожую краску, мне сказали, что есть флуоресцентная краска. И я её подмешивала для того, чтобы изнутри изображение светилось.

Вот работа – «белое на синем». На занятиях, когда провожу мастер-классы, использую это сюжет.

Здесь очень сложные отношения с цветом. Когда цвет мокрый, кажется, что получилось нормально, сочно, а когда высыхает – проваливается. Иногда бывает, нужно умышленно хитрить с сущностью цвета для того, чтобы добиться яркости после высыхания.

Были выборы в России, я об этом не думала специально, но мне представлялось чёрное пятно, такое навязчивое, мрачное. Мне хотелось, что-то такое сделать. Тем более у меня была работа «яблоки деревенские», такая вытянутая красивая, свежая, лёгкая. И мне хотелось противовесом сделать яблоки городские.

«Деревенские яблоки» и «Яблоки городские», из магазина. Поэтому появились новые артефакты: газета и полиэтиленовый пакет. Но вот ощущения от того, что я хотела получить в чёрном фоне, состоялись только на третьем листе, то есть это – третий вариант. В книге по технике акварели будут использованы фрагменты этой работы.

О кистях

У меня есть плоские кисти, люблю лопаточку. Это связано, наверное, с тем, что у меня на листе уже много воды, поэтому мне приходится брать на кисть больше пигмента, чем воды. То есть, если бы я писала по совсем сухой бумаге, мне бы надо было, чтобы кисть была водоносной, чтобы в ней было много воды. А так я могу пользоваться кистями, которые меньше воды берут.

Я сейчас стала тестировать новые, современные кисти с синтетикой, и некоторые мне нравятся. Сейчас у разных производителей есть интересные каллиграфические кисти, которые довольно неплохо работают. Это связанно с тем, что синтетика позволяет делать кисть более износоустойчивой, а живой волос позволяет лучше удерживать в кисти влагу. Синтетика как бы скатывает воду с волоса, а живой волос удерживает. А так – для разных тонкостей подходят разные кисти. Есть у меня «волшебная кисть», как я говорю, с плотной плоской щетинкой, подрезанная или стёртая, которой я делаю вымывание.

В заключение встречи слушатели задали вопрос, что же больше всего любит рисовать Елена?

– Я рисую все то, что я люблю рисовать! Мне не нужно ломать себя, чтобы что-то рисовать, а что-то не рисовать. В натюрморте я, наверное, могу легче или больше высказаться, потому что мне подвластна передача разных материальностей. И могу в натюрморте найти больше сложных задач, меня это увлекает. Можно даже сказать, чем сложнее задача, тем мне это интереснее, тем больше драйва я получаю сама. Но с другой стороны, и пейзаж и портрет тоже интересны, но это связано с другими моментами.



В нашем интернет-магазине вы можете купить листы для акварели по цене от 6 руб.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров