![]() |
|
К нам в магазин часто приходят родители за кисточками для своих детей, обучающихся в художественных школах. В списках, которые они приносят, написан только ворс и номер. Родители просят им посоветовать недорогие универсальных кистей. Мол, их не жалко испортить, а вот когда научится... Но! Давайте послушаем профессионалов. Нам очень понравилась статья Сергея Горбачева, заслуженного художника РФ, как раз написанная на эту тему. Приводим краткий обзор статьи.


Профессионал, безусловно, справится с работой даже самым плохим инструментом. Ему-то как раз хватит опыта и умения. Но именно мастер, опираясь на свой опыт, не будет тратить силы и время на работу плохим инструментом. Таким образом, как у опытного художника, так и у начинающего, должен быть хороший инструмент. Верный выбор кисти не только экономит наши силы и время, но и обеспечивает совершенно иной уровень удовольствия от процесса.
КАКАЯ КИСТОЧКА САМАЯ ЛУЧШАЯ?

Существующий выбор кистей настолько велик, что всегда можно выбрать «самую лучшую кисточку», но только для конкретной задачи. Единственно верным ответом на вопрос «Какая кисточка самая лучшая?» может быть только вопрос «Смотря для чего?».
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ ХОРОШЕЙ КИСТИ
При всём многообразии кистей можно выделить несколько внешних признаков, обязательных для любой хорошей кисти вне зависимости от её назначения, состава и формы. Хотя по- настоящему понять, насколько хорошая кисть вам досталась, можно только в процессе работы.
Внимательно осмотрите кисть. Волоски кисти должны быть ровно и аккуратно подобраны друг к другу, образовывать чётко очерченную форму, соответствующую назначению кисти. Хорошая кисть должна быть красивой. Красота вполне может быть мерилом качества. В процессе создания кисти много ручного труда, и связать кисть как красиво, так и качественно без должной доли аккуратности, терпения и мастерства не получится. Потому-то в хороших кисточках красота и качество всегда сопутствуют друг другу.Если кисточка вам понравилась, попробуйте с усилием потянуть её за все волоски сразу и посмотреть, не осталась ли часть из них в руке. Только не надо щипать кисточку за отдельные волоски. Вы их можете просто порвать и ничего не поймёте о качестве крепления. У хорошей кисточки волос не выпадает из патрона даже в процессе длительной работы.
Нечасто, но бывает, что, по мере износа, волос ломается. Тогда на изобразительной поверхности может остаться короткий волосок. Именно короткий волосок. Сравните его с размером выставки кисти (мы не видим всей длины волоса кисти, часть его скрыта от нас и находится в патроне. Видимая часть волоса кисти называется выставкой). Если волосок соразмерен выставке, то это слом, если заметно больше, тогда волос выпал из патрона целиком.
Редкие сломы волоса могут иметь место, особенно если кисть давно вам служит, но если волоски кисти ломаются сразу и часто, то это означает, что была нарушена технология подготовки сырья. Такая кисть нам не нужна.
И ещё: волос обязательно начинает ломаться, если кисть плохо промывали. Краска скапливается у основания видимой части волоса и образует своеобразный хрупкий корпус, внутри которого и ломается волосок. Любая хорошая кисточка обязательно станет плохой, если её своевременно и хорошо не промывать!
Патрон кисти должен быть прочно закреплён на ручке. Обычно у любой новой кисти до начала работы так и бывает. Позднее у ряда кистей патрон начинает проворачиваться на ручке, шататься, а потом и вовсе спадает.
Всё дело в деревянной ручке, воде и конструкции патрона. Деревянная ручка обязательно контактирует с водой, например, когда мы промываем кисти. Дерево от воды разбухает и слегка деформирует патрон, растягивает. Деформация постепенно накапливается, и патрон спадает с ручки. Казалось бы, чего проще - делать ручку не из дерева. Но металлическая ручка тяжёлая и дорогая, пластиковая - слишком хрупкая. Пластик иногда используют для изготовления очень коротких ручек, но для художественных кистей чаще необходимы длинные и средние ручки. Вот и получается, что дерево по весу и прочности пока лучший материал для изготовления ручки кисти.
Чтобы деревянная ручка как можно меньше подвергалась воздействию воды, её покрывают защитным лакокрасочным слоем. Покрытие необходимо, прежде всего, с практической точки зрения. Такая ручка у кисти не только красиво выглядит, но и легче отмывается, дольше служит и меньше деформирует патрон. У хорошей кисти ручка имеет надёжное лакокрасочное покрытие.Длина ручки непосредственно на качество кисти не влияет и, как правило, пропорциональна размеру кисти. Кисти большего номера чаще используют для работы над произведениями крупных форматов. Такая работа требует отхода. Длинная ручка или короткая - зависит от вашего выбора.

Сейчас выпускают кисти с пластиковыми патронами. Последнее время они получают всё большее распространение и приобретают популярность. Пластиковые патроны не имеют шва. Обладая некоторыми упруго-эластичными свойствами, такой патрон стремится принять прежнюю форму после растягивания. Незначительная остаточная деформация присутствует, но не влияет на прочность крепления патрона. Кроме того, пластиковый патрон имеет минимальную адгезию (силу сцепления) с краской. Поэтому они прекрасно отмываются от краски, что повышает их долговечность.

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КИСТЕЙ
Допустим, что выбранная вами кисточка соответствуем всем указанным признакам хорошей кисти. На что же ориентироваться дальше? Ведь кисти изготовляются разные как по форме выставки, так и по составу волоса.
Чтобы не запутаться в таком многообразии кистей, логичнее всего в качестве главного критерия при выборе кисти ориентироваться на технику, в которой вы собираетесь работать. Именно техника определяет совокупность приёмов и вязкость краски, требующих от кисти специальных качеств. Поэтому в наших магазинах кисти делятся на кисти для акварели, для акрила, гуаши и темперы, кисти для работы маслом, кисти для хобби и специальные кисти. Именно в таком разрезе мы и будем их рассматривать дальше.
Статья написана по заказу компании Живописные кисти, крупнейшего производителя российских кистей. Полностью презентацию статьи Вы можете посмотреть на странице Живописных кистей.