Холст художественный


Холст представляет собой полотно, которое натягивается на жесткую деревянную основу (рамку). В отличие от цельной деревянной доски, которая служила основой в начале зарождения живописи, холст позволяет создавать большие работы, но сравнительно легкие для перемещения. Преимущество холста перед бумагой – прочная поверхность, которая выдерживает множество слоев краски и воздействие разбавителя, хорошо переносит изменения влажности и температуры.
       

МАТЕРИАЛ


Лен

Самый популярный и прочный материал. Уникальные свойства льняного волокна позволяют делать из него ткань совершенно разной зернистости, от очень тонкой и сглаженной фактуры до грубой, крупнозернистой. Льняной холст очень устойчив к механическим повреждениям – его волокна длиннее и прочнее, чем например, у хлопка. За счет этого он мало склонен к провисанию. Минусом использования льна для некоторых художников может стать рельефная фактура льняной ткани. 

Льняные холсты в Передвижнике.

Хлопок

Материал с более гладкой и мелкой фактурой. Хлопок не очень эластичен и менее устойчив к деформации, чем лен. Поэтому для живописи следует выбирать качественные плотные хлопчатобумажные холсты. Хлопковые холсты не выдерживают влажность и перепады температур – они начинают провисать. Преимуществами этого холста для живописных целей можно назвать ровную слабовыраженную фактуру и низкую стоимость.

­ в Передвижнике.


Смеси

Лен/хлопок
Смесь льна и хлопка сочетает в себе свойства двух этих материалов. Такая ткань имеет гладкую фактуру, как хлопок, но благодаря добавке льна она более прочная. Однако наличие хлопковых волокон делает ее гигроскопичной, поэтому она не подходит для условий с повышенной влажностью и перепадами температур. Преимуществом холстов из смеси льна и хлопка является наличие свойств льняного холста при невысокой стоимости.

Холсты лен/хлопок в Передвижнике.

Хлопок/синтетика
Хлопковые холсты с добавлением синтетики чаще всего встречаются у иностранных производителей. Добавление синтетической нити делает холст более прочным и менее подверженным гниению. 

Хлопок/синтетика в Передвижнике.
Холсты из синтетического волокна. Чаще всего это холсты иностранного производства. Плюсом синтетики является устойчивость к гниению. Однако среди художников синтетические холсты не популярны и чаще всего используются для печати фотоизображений в стиле “живописи”.


ЗЕРНИСТОСТЬ ХОЛСТА



Зернистость холста обычно выбирается в соответствии с задачами будущей работы. Мелкозернистый холст подходит для гладкой живописи с использованием небольших слоев краски, на нем удобно прописывать детали. Для работ среднего размера подойдет средняя зернистость, а большие картины пишут на крупнозернистых холстах, чтобы уменьшить риск провисания ткани под слоем краски.  

Однако, помимо размера, на выбор зернистости влияет и художественный замысел. Известно, что Айвазовский редко брал крупнозернистые ткани даже для больших картин. Некоторые же, напротив, выбирают среднее или крупное зерно, чтобы под краской оставалась видна фактура холста.

По фактуре, как правило, холсты делят на: Репинский, Крупнозернистый, Театральный, Мелкозернистый


ГРУНТОВАННЫЙ/НЕГРУНТОВАННЫЙ


Негрунтованный холст

Холст негрунтованныйНегрунтованный холст предназначен для самостоятельной подготовки художественной основы для живописи. Он представляет собой отрез ткани холста определенного размера. Для подготовки холста к работе его предварительно натягивают на подрамник, после чего наносят проклейку, которая укрепит холст и защитит от проникновения краски в ткань. После высыхания наносится грунт. Количество слоев грунта зависит от замысла художника. Большое количество слоев скрывает зернистость и делает поверхность более гладкой, однако при этом увеличивается нагрузка на ткань.

Грунтованный холст

Холст в рулонах, холст на подрамнике, холст на картоне
Грунтованные холсты имеют уже подготовленную для работы поверхность – на производстве на них сразу же наносится проклейка и грунт.              

Такие холсты бывают разных видов:
Грунтованные холсты в рулоне продаются в больших размерах, для работы на таком холсте нужно предварительно отрезать нужный формат и натянуть его на подрамник.


ПОДГОТОВКА ХОЛСТА К РАБОТЕ



Если вы покупаете отрез негрунтованного холста или грунтованный холст в рулоне, то потребуется подготовить его для начала работы. Полотно нужно закрепить на жесткой основе и подготовить поверхность к работе красками.

Натяжка холста

От качества натяжки холста зависит сохранность будущей работы. При неправильном натяжении холст может либо провиснуть, либо стать перетянутым, а при плохом качестве подрамника полотно в процессе живописи может начать деформироваться.

Для натяжки холста потребуется подрамник, строительный степлер со скобами (скобозабивной пистолет), щипцы для натяжки холста, рулетка и молоток.

Подрамник – основа для натяжки холста. Подрамники бывают 2-х видов: модульные (сборные) и глухие. Преимущество модульных подрамников в том, что они скреплены не жестко, и при провисании холста можно скорректировать натяжение, подбив клинья. Глухие подрамники не имеют такого свойства, и при провисании холста его придется перетягивать заново, что требует значительного опыта. Подробнее о модульных подрамниках в статье Модульный подрамник.

Молоток понадобится для сборки модульного подрамника, рулетка – для измерения диагоналей подрамника, они должны быть одинаковыми. Щипцы для натяжки холста позволяют захватывать и натягивать холст на край подрамника, что невозможно сделать руками из-за плотной структуры полотна. При помощи строительного степлера холст закрепляется на подрамнике. 

Проклейка

Проклейка позволяет защитить ткань холста от воздействия красок, грунта и растворителей. Проклейку наносят на сухой чистый холст гибким металлическим шпателем, можно также кистью флейц, или втирают в холст щёткой по вертикали и горизонтали. При распределении проклейки нужно избегать её продавливания на изнаночную сторону. Излишки снимают шпателем. Проклейка сохнет 3-5 часов при комнатной температуре, после чего можно наносить грунт.

Грунт

Грунт для холста продается в готовом виде, но при желании его можно изготовить самостоятельно. На грунтованных холстах чаще всего используют акриловый и эмульсионный грунт. Второй считается более предпочтительным для масляной живописи. Также существуют клеевой, масляный и левкасный грунты. Подробнее о грунтах можно узнать в статье Проклейка и грунт.


Проклейка и грунтовка холста:


Холст используется для живописи маслянымиакриловыми и темперными красками. Краски наносят на холст кистью или мастихином, в зависимости от художественной задачи. Кисть позволяет прописывать детали, а мастихином можно создавать крупные, пастозные мазки. Также холсты используют для граффити-работ акриловыми баллончиками, акриловыми маркерамиаэрографом. Возможно использование холста для масляной или сухой пастели, для них потребуется специальный грунт и лак-спрей, который закрепит частицы сухой пастели на поверхности холста. 

Акварель и гуашь плохо ложатся на холст, поэтому для живописи этими красками его не используют. 

Помимо красок, по холсту можно работать структурными акриловыми пастами, для создания разнообразных фактур и рельефов. Пасты в сыром виде можно смешивать с красками или закрашивать рельеф уже после высыхания. 


0
0 комментариев
Войдите, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Категории товаров

Наверх