Кисти для акварели

Выбираем кисть для акварели


Как известно, акварель растворяется водой и обладает самой малой вязкостью из всех художественных красок. Т.е. кисть для акварели должна хорошо наполняться, вбирать красочный раствор и так же хорошо переносить его на бумагу. Волос должен быть мягким настолько, чтоб не повредить поверхность бумаги, по которой ведётся работа акварелью.

Акварельная кисть должна обладать необходимой упругостью:


  • и не быть слишком «вялой», т.к. «вялый волос» плохо переносит краску на бумагу и плохо управляется
  • и не быть слишком упругой, т.к. упругий волос хуже наполняется водой и краской. Достаточная упругость позволит полноценно управлять акварельной кистью для создания нужной формы мазка.

ИЗ КАКОГО ВОЛОСА ДОЛЖНА БЫТЬ КИСТЬ ДЛЯ АКВАРЕЛИ?

Существуют два расхожих мнения: одни акварелисты утверждают, что самые лучшие кисти для акварели из белки, другие – из колонка. Те и другие приводят убедительные аргументы, подтверждают свои слова прекрасными работами, и все они, по-своему, правы. Но только по-своему, так как личный выбор не может быть единственно верным для всех, особенно в искусстве, где, как известно, строем не ходят.

Кисть "белка"

Кисть из волоса белки
обладает всеми необходимыми качествами акварельной кисти. Достаточно
упругая,
но главное - исключительно мягкая, кисть из волоса белки минимально воздействует не только на поверхность бумаги, но и на ранее нанесённый красочный слой, что позволяет делать многослойные лессировки больших поверхностей, свободно писать по просохшей краске.

Но кисть из белки
очень быстро изнашивается.
Кисть "колонок"

Кисть из волоса колонка
служит значительно дольше. Этот волос не такой мягкий, но обладает лучшей упругостью, что позволяет лучше координировать свои движения, точнее рисовать. При работе кистью из волоса белки требуется больший опыт, потому начинающим художникам принято рекомендовать колонковые кисти. Колонковой кистью легче нарушить нижний красочный слой, но это оборачивается преимуществом, когда нам надо сделать «отмывку», или снять лишнюю краску, или внести новый цвет.

Художникам, которые предпочитают работать в лессировочной (многослойной) технике или желающим использовать большее многообразие приёмов, можно порекомендовать кисти из белки, а художникам, предпочитающим метод alla prima (быстрое письмо) - кисти из колонка.

Кисть из мягкого синтетического волоса
Также возможно использование в акварели
синтетических кистей
, имитирующих колонок или белку. Имитация такова, что сразу и не поймешь, что держишь в руках кисть из синтетики.

Кисть из синтетической имитации белки по своим свойствам представляет
нечто среднее между белкой и колонком.
Такая кисть становится все более востребована художниками, они признали ее несомненные достоинства. Как кисть из белки, она подвижна, но много прочнее, легче моется и лучше собирается в точку (при больших размерах это особенно заметно). Как колонковая, позволяет чувствовать опору на лист и точно рисовать, но много мягче колонка и лессировать ею легче.

Кисть из смеси натурального и искусственного волоса
Смесовые кисти
тоже успешно используются в работе акварелью. В смесовых кистях экспериментальным путём установлена оптимальная пропорция разных по свойству волос, позволяющая совместить в одной кисти их лучшие качества и компенсировать недостатки. Очень хорошо при работе акварелью показывает себя кисть из смеси натуральной белки и синтетической имитации белки. Неплохо – кисть из смеси рыжей синтетики и натурального колонка.


КАКОВЫ РАЗМЕР И ФОРМА АКВАРЕЛЬНОЙ КИСТИ?

Казалось бы, очевидно, что размер кисти всегда будет определяться форматом листа. Чем больше лист, тем большего размера потребуется кисть. Но в маленьких работах всегда есть фон, а в крупных работах всегда есть мелкие детали. Вот и получается, что набор кистей должен включать в себя и маленькие, и средние, и большие кисти. Более того, удобно иметь не только кисти разных размеров, но и разных форм.


Форма акварельной кисти

Овальная кисть в акварели нонсенс:
пятно и точный кончик, как круглой кистью, не получить, точной геометрии, как от плоской кисти, ждать не приходится.

Для начала можно приобрести простейший минимум из круглых кистей (белка или колонок) № 3, 8, 12, и плоскую (синтетика или колонок) №12. Но позднее у Вас просто обязан появиться свой расширенный вариант набора кистей, логику которого определит только Ваша манера письма и ничья другая.


АКВАРЕЛЬНЫЕ КИСТИ ДЛЯ ГУАШИ И ТЕМПЕРЫ

Гуашь допускает использование акварельных кистей, особенно малых номеров для написания мелких деталей. Такие же кисточки могут использоваться в темпере и акриле. Но особого смысла это не имеет, так как такую работу можно выполнить или колонком, или синтетикой. Но вот при получении тонких пастозных мазков, например при написании веточек, дело обстоит иначе.


Создание мазков с высокой фактурой, особенно в темпере, легче выполнять мягкими кистями. Мягкий волос обладает большей красочной ёмкостью и позволяет при слабом нажатии, оставлять очень
пастозные мазки.
Для таких операций обычно используют плоскую кисть, где вялость волоса компенсируется формой кисти. Сама форма позволяет получить мазок нужного очертания. Для такого рода работ чаще используют
кисти из волоса пони.


Статья написана по заказу компании Живописные кисти, крупнейшего производителя российских кистей. Полностью презентацию статьи Вы можете посмотреть на странице Живописных кистей.


Вернуться в «Обзоры, советы уроки»