Наверх

Материалы для каллиграфии

Каллиграфия: материалы и инструменты для начинающих

Каллиграфия сейчас не только искусство красивых надписей, но и средство самовыражения и медитации. Все больше и больше людей вовлекаются в этот процесс. Для одних — это хобби, а для других — источник дохода. Вариантов монетизации навыков множество: от ручных пригласительных на свадьбу до логотипов для крупных компаний и брендов, когда необходимо красивое письмо.

Каллиграфия — это еще и мощный инструмент, который тренирует мозг: он способен привести в порядок нервную систему и выработать дисциплину.



Мир каллиграфии настолько широк, что зачастую новичку очень сложно определиться, какие именно базовые инструменты необходимы в первую очередь для освоения этого вида искусства. Многие мастера, на которых хочется равняться, уже давно отточили навыки и письмо и собрали свой арсенал полюбившихся материалов. Однако на них ориентироваться очень тяжело, так как для освоения и первых шагов нужны совсем другие инструменты.

Для начала понадобятся перо и держатель. Лучше сразу приобрести два: ширококонечное перо и остроконечное перо. Первый вариант больше подойдет новичками, так как с ним проще работать и осваивать базовые шрифты. Но для полноценных занятий с прописями необходимо все-таки остроконечное перо. Тушь для начала можно выбрать самую простую. Лучше брать уже готовую в жидком виде.

Очень важный момент — бумага. Казалось бы, каллиграфия — это тот вид искусства, где может подойти абсолютно любая бумага, так как мастера выписывают прекрасные шрифты на абсолютно разных поверхностях: от конверта до кожи и пластика. Но для обучения больше подойдет гладкая бумага плотностью от 90 г/кв.м. На фактурной бумаге письмо выглядит очень изысканно, но учиться на такой тяжело.

После того как с базовым набором инструментов будут освоены и базовые приемы каллиграфии, можно будет расширять свой арсенал.

Перья для каллиграфии

Перо — это основной инструмент для каллиграфии. Различаются они по степени гибкости и форме. Жесткие перья редко используются. Они предназначены в первую очередь для выполнения чертежных/плакатных работ — там, где нажим не должен влиять на толщину линии. Они должны хорошо набирать тушь, но не позволять варьировать ширину письма.

Для каллиграфии, наоборот, гибкость пера — основное требование. И тут они тоже различаются. Есть супергибкие (Super Flexible), гибкие (Flexible) и средней гибкости (Medium Flexible). Чем больше варьируется толщина линии в шрифте, тем более гибкое перо необходимо для письма.

Любое перо состоит из нескольких элементов: кончик, усики, прорезь, резервуар и ушко.

Кончик влияет на толщину линии. Перо может быть остроконечное и ширококонечное. Каждый вид соответствует своим задачам и шрифтам. Усики пера при нажиме разъединяются и увеличивают ширину линии. От их гибкости зависит плавность перехода от тонкой линии к более толстой. Прорезь необходима, чтобы тушь не падала кляксой, а постепенно подавалась к кончику.

Для новичков рекомендуются универсальные перья, но и они различаются по видам:
  • Перо острое универсальное — для курсивных шрифтов и орнамента. Отличное сочетание гибкости пера и легкости контроля при нажатии.
  • Перо остроконечное со сверхмягким кончиком. Позволяет создавать изящный рукописный шрифт в стиле английского курсива — Copperplate и Spencerian. Идеально подходит для написания мелких надписей.
  • Перо с толщиной линии 0,5 мм — для курсивных и базовых шрифтов. Средней степени гибкости, но с отличным контролем нажатия.
  • Перо ширококонечное гибкое с толщиной линии 2,05 мм — для декоративного письма и орнаментов. Рекомендуемая высота букв не более 1 см.
  • Перо плакатное используется для создания крупного шрифта, идеально для оформления плакатов. Широкий плоский кончик с ровным срезом позволяет рисовать крупные четкие линии. Номер пера соответствует толщине линии в мм. Письмо будет единообразным, поскольку плакатное перо не обладает гибкостью — даже если вы надавите чуть сильнее, ширина линии не изменится.


Также надо не забыть про держатель для пера. Самые распространенные и простые держатели — прямые. Именно с них рекомендуется начинать осваивать прописи. Сейчас очень популярны косые держатели для перьев, которые снижают напряжение руки при написании курсивных шрифтов. Но для освоения каллиграфии лучше выбирать прямые, так как их привычнее держать в руке.

Ручки для каллиграфии

Казалось бы, нет ничего проще для каллиграфии, чем ручки — ведь с детства нас учат писать именно ими. Но и тут есть свои нюансы. В ручках используются чернила, которые в своем большинстве водоразмываемые и нестойкие, в отличие от туши. Поэтому если вами выбрана в качестве инструмента ручка, то о сохранности первоначального вида ваших работ не может быть и речи. Перья, которые используются в ручках, не обладают гибкостью, что накладывает ограничения на выбор шрифтов при письме.

Но не стоит забывать, что ручки придуманы именно для письма — ими привычнее работать и изучать прописи. Плюс они позволяют приучить любого новичка правильно располагать перо по отношению к поверхности. Если кончик пера не прижат к бумаге и не параллелен ей, то ни одна перьевая ручка не даст непрерывное письмо.



Ручки различаются по видам перьев — остроконечные и ширококонечные.

Ручки с ширококонечными перьями маркируются номерами согласно ширине кончика пера. Самое широкое перо в серии может доходить до 6 мм. Остроконечные перьевые ручки также могут различаться по толщине. При этом они маркируются буквами:
  • EF (Extra Fine) — супертонкое перо (≈ 0,5 мм);
  • F (Fine) — тонкое перо (≈ 0,6 мм);
  • M (Medium) — среднее перо (≈ 0,75 мм);
  • LH (Left Hand) — перо для левшей (≈ 0,75 мм).
Для продвинутых пользователей есть ручки для каллиграфии с кистью, например, Pentel Pocket Brush. Чернила в них перманентные — после высыхания они не размазываются и не растекаются. Их можно использовать не только на бумаге, но и на многих других поверхностях.

Почти каждая перьевая ручка многоразовая. Для них продаются как отдельные заправленные сменные картриджи, так и конвертеры с чернилами в баночках.

Тушь и чернила для каллиграфии

Для новичка тушь и чернила — это одно и то же. Но на самом деле это различные по своим физико-химическим параметрам материалы.

Тушь — твердые частички красящего вещества. Исторически это пигменты сажи газовой. Тушь может быть как твердая, так и уже в составе со связующим (жидкая).

Чернила — это всегда жидкое вещество красителя в связующем (водном или спиртовом).

Красящие частички (пигменты) в туши остаются после высыхания на поверхности, а чернила — пропитывают поверхность. Поэтому при работе на рыхлых и фактурных бумагах чернила могут проваливаться внутрь (съедаться бумагой). Это надо учесть при выборе материалов как для начинающих, так и для профессионалов. Для того чтобы избежать эффекта выцветания после высыхания, многие производители выпускают пигментированные чернила. Для увеличения вязкости в готовую тушь и чернила добавляют множество компонентов, которые раньше были природного животного происхождения, а сейчас — синтетического.

Тушь для каллиграфии жидкая выпускается черная и цветная. Тушь сухая в виде брусочков бывает только традиционного черного цвета. В комплект к ней может понадобиться камень для ее растирки. При работе с такой тушью надо понимать, что несмотря на то, что при растирке будет виден явный черный цвет, при разбавлении водой может появиться подтон фиолетового или серо-зеленого цвета. Это зависит от происхождения пигментов, используемых для производства.

Чернила для каллиграфии используются как самостоятельный материал для работы, так и для заправки картриджей в ручках. Использовать тушь для ручек почти невозможно, так как частички пигмента будут постоянно засорять доступ к перу. Поэтому в ручках используются только чернила.

Бумага для каллиграфии

Каллиграфия — это искусство, где традиционно использовалась рисовая бумага. При этом «рисовой» когда-то называлась любая бумага ручного производства, изготовленная как в Китае, так и за ее пределами. Многие профессионалы предпочитают использовать именно ее для своих работ, особенно там, где каллиграфия идет в тандеме с традиционным китайским рисунком.

Новичкам работать на рисовой бумаге будет непросто, да и для росписи пера нужна бумага попроще. Лучше, чтобы она была гладкая. Тогда неровности линий от неправильной постановки пера нельзя будет отнести к шероховатости бумаги. Когда каллиграфия только осваивается, многие считают, что вполне может подойти обычная офисная бумага. Можно брать и ее, но результат вряд ли будет радовать, так как линии будут растекаться и письмо не будет давать тонких линий. Для тренировок нужна все-таки специализированная бумага для каллиграфии плотностью от 90 г/кв.м, тогда письмо и прописи будут приносить удовольствие.

Категории товаров

×

Заполняется для получения отчета об исправлении

Перейдите на страницу входа для ввода логина и пароля.
После чего вернитесь в это окно.