Наверх

Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть I.


Рис. 1: Материалы Презентации группы экспертов CAA (College Art Association), демонстрирующие краски Кобальт и Ультрамарин синий в техниках акварели, казеина, яичной темперы, акрила, энкаустики, и масла.

Когда речь заходит о хорошо известном пигменте, например, ультрамарине или синем кобальте, мы сразу же представляем себе вполне определенный и неизменный цвет. А почему бы и нет, самое простое – это думать, что пигменты имеют характеристики, которые остаются неизменными в различных средах, таких как акрил, масло или акварель.

И если мы примем, что эксплуатационные свойства или пигментная загрузка (pigment load) изменяется, то будет ли цвет оставаться неизменным? В этой статье мы исследуем удивительный ответ на этот вопрос и рассмотрим некоторые случаи, когда цвет пигмента изменяется в различных средах.

Но сначала немного предыстории о том, как эта тема возникла. Каждый год компания GOLDEN ARTIST COLORS вместе с другими производителями помогает организовать и принимает участие в панельной дискуссии по вопросам художественных материалов в College Art Association (САА).

В прошлом году в теме "Пигменты в связующем" рассматривалось влияние различных связующих на внешний вид пигментов. В сотрудничестве с R&F Encaustics, Gamblin Artist Colors, и Natural™ Pigments, были получены образцы красок с использованием идентичных пигментов ультрамарина и синего кобальта на базе яичной темперы, акварели, казеина, энкаустики, акрила и масла.

Чтобы в максимально возможной степени представить взаимодействие пигмента и связующего вещества друг с другом, не использовались никакие другие наполнители. Краски были нанесены на черно-белые карточки слоями одинаковой толщины, карточки разрезаны на фрагменты размером 2 х 3 дюйма, а затем их сгруппировали и отобразили на экране дисплея (рис.1). То, что будет описано ниже, взято из нашей презентации, которая была посвящена роли пигментной загрузки (pigment load) в визуальных характеристиках и качествах красочной пленки, образуемой этими различными видами красок.

Константы

Некоторые параметры пигмента, такие как молекулярная масса, коэффициент преломления, плотность и химический состав считаются постоянными. Очень малая часть из того, что мы когда-либо делаем как производители красок или художники, касается изменения какого-либо из этих параметров. Одна вещь, которая отсутствует в этом списке, и о которой мы, тем не менее, почти всегда думаем, когда речь идет о конкретном пигменте – его цвет.

Таким образом, вопрос простой: почему? Почему некоторые из образцов красок, изготовленных с использованием одного и того же пигмента, так отличаются друг от друга? Как мы можем видеть на рис. 1, наша группа из двух пигментов в шести связующих делится примерно на две подгруппы с очень разными визуальными характеристиками.

В одной подгруппе, куда входит акварель, казеин и яичная темпера, цвета более яркие, у них более высокая насыщенность и большая укрывистость, особенно для ультрамарина синего. В другой подгруппе (акрил, энкаустики и масло), цвета выглядят глубже, краснее, и в частности для ультрамарина синего, значительно более прозрачны.

Можно было бы подумать, что виноват в этом индекс рефракции (RI) (коэффициент преломления) связующих. Конечно, это иногда может быть решающим фактором, но реальные данные не подтверждают эту теорию. Диапазон изменения коэффициента (таблица 1) явно не достаточен для объяснения значительных различий цвета красок.


Связующее

Индекс рефракции

Пчелиный воск

1,5

Акрил

1,475

Льняное масло

1,475

Гуммиарабик

1,476

Казеин

1,54 – 1,67

Яичный желток

1,525

 
Таблица 1: Связующие и Индекс рефракции

Объемная концентрация пигмента (PVC) Pigment Volume Concentration

Если не рассматривать в качестве основной причины индекс рефракции, то более вероятно то, что изменения обусловлены различиями в объемной концентрации пигмента (PVC), которая определяется как отношение объема пигмента к общему объему обоих веществ (пигмента и связующего вещества):

PVC = объем пигмента / (объем пигмента + объем связующего вещества)

Эта величина представляет собой процент пигмента в слое краски после ее полного высыхания, и это то, что большинство специалистов имеет в виду, когда говорят о "пигментной загрузке". И действительно, если мы посмотрим на упомянутые выше образцы красок, то различия, которые мы заметили между внешним видом казеина, акварели и яичной темперы по сравнению с маслом, акрилом и энкаустикой четко отражают значительные различия процентного содержания пигмента в высушенных слоях красок (таблица 2).



 

Объемная концентрация пигмента (PVC)

Краска

Кобальт синий (%)

Ультрамарин синий (%)

Энкаустика

5

14

Акрил

20

36

Масло

28

46

Акварель

64

76


Таблица 2: Объемная концентрация пигмента (PVC) в процентах для кобальта и ультрамарина синего в 6 различных красочных системах.



→ Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть II


0
0 комментариев
Войдите, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Категории товаров