Водостойкая индийская тушь и грунтовки на основе шеллака

Частенько бывает, что ты что-то делаешь, предполагаешь один результат, а получаешь совершенно другой. И удивляешься «Как такое могло произойти? Этого не может быть». Вот точно знаешь, как себя должен повести тот или иной материал, но, так бывает, несколько секунд спустя, ты можешь испытать, в равной степени, как разочарование, так и восхищение. Вот и мы так почувствовали себя несколько лет назад, когда проводили тестирование различных чернил и туши и их поведения на всевозможных основах, пастах и медиумах. Среди тестируемых чернил была настоящая, проверенная Индийская тушь – насыщенно-черная, на основе шеллака, надежно водостойкая. По крайней мере, так написано на этикетке. И кто-то наверняка может подумать, что описание «водостойкая» - достаточно простое и понятное, чтобы избежать путаницы. Что все мы знаем про Индийскую тушь? Что она не размазывается, если ее потереть пальцем или намочить водой, а размазывается только при использовании спирта. Что вполне логично, т.к. индийская тушь – это сажа в спиртовом растворе шеллака.

Странность возникает, когда вы пытаетесь нанести поверх Индийской туши какой-либо из наших медиумов, гелей, грунтов или красок. Вдруг вы обнаруживаете, что иногда тушь выглядит, вполне себе, водорастворимой: четкие края мазков или линий, сделанных индийскими чернилами, размываются без каких-либо усилий. Вы можете увидеть это на рисунке 1, где мы тестировали Индийские чернила, перманентный маркер Sharpie® и гелевую ручку Sakura’s IDenti, нанеся на них GOLDEN GESSO, GAC 100 и акварельную краску QoR. Для тестирования мы использовали следующие поверхности: Ampersand’s Gessobord (грунтованный картон), акварельную бумагу холодного прессования Arches, Multimedia's Artboard (ДСП).



Рис. 1: Тестирование различных чернил на различных поверхностях с точки зрения их чувствительности к GOLDEN Gesso, GAC 100 и QoR Watercolor.

Итак, что же происходит? Как оказалось, в то время как Индийская тушь действительно «водостойкая» – в том смысле, что вода сама по себе не заставит их растекаться – она остается чувствительной к аммиаку и другим щелочным материалам, которые обычно содержатся в акрилах, не говоря уже о многих средствах бытовой химии. Таким образом, неожиданный факт состоит в том, что мы заостряем свое внимание на водостойкости туши или чернил, при этом другие факторы, такие как чувствительность к аммиаку, почему-то не озвучиваются никем. Т.е., если рисунок, выполненный Индийской тушью покрыть акриловым медиумом, последствия могут быть разрушительными. Что же можно сделать? Существует несколько вариантов. Очевидно, что одним из решений, как показывают вышеприведенные тесты, может быть использование других чернил, хотя каждые из них должны быть проверены заранее.

Другой способ – это сначала зафиксировать Индийскую тушь несколькими слоями архивного лака Archival Varnish, тем самым, обеспечив туши защитный барьер. Как видно из рис. 2, после нанесения двух слоев Archival Varnish (Satin) на образцы Индийской туши на всех трех подложках, их можно покрыть GOLDEN GESSO и GAC 100 без каких-либо нарушений:



Рисунок 2: Медиумы GOLDEN, нанесенные поверх Индийской туши, покрытых двумя слоями архивного лака.

 

Дальнейшие исследования 

Какие еще неожиданности могут поджидать нас при взаимодействии туши и ..?

Некоторые обычные грунтовки, применяемые для герметизации древесины в промышленности, а также для подготовки художественных досок для рисования, представляют собой белый пигмент на основе шеллака (клеевой грунт), типа грунтов B-I-N. Эти типы грунтовок имеют заслуженную репутацию благодаря тому, что они быстро высыхают, превосходно блокируют дубильные вещества в древесине и способны не допустить проникновения чернил на основе красителей, которые могут растекаться в латексных красках на водной основе.

Поэтому возникает вопрос, имеет ли B-I-N, как один из широко распространенных грунтов, такую же чувствительность, как и чернила на основе шеллака? И будут ли продукты GOLDEN вызывать на такой основе те же проблемы, о которых мы говорили выше?

Главным сюрпризом является то, что грунт, типа B-I-N, по-видимому, достаточно хорошо выдерживает продукты GOLDEN, кроме серии OPEN. Вы можете увидеть это на рис. 3: мы нанесли небольшое количество GAC 100, OPEN Medium и OPEN Thinner на древесноволокнистую панель, покрытую двумя слоями B-I-N. Через 15 мин. (а потом повторили и через 30 мин.) мы потерли это место ватным тампоном (убрав, таким образом, нанесенный на грунт продукт), чтобы посмотреть, будет ли клеевое покрытие растворяться или разрушаться. Видно, что покрытие под GAC 100 оставалось нетронутым, но оно легко растворялось под воздействием OPEN Medium и, немного меньше, но и под OPEN Thinner.

 

Рисунок 3: GAC 100, OPEN Medium и OPEN Thinner на древесноволокнистой панели, покрытой двумя слоями Zinsser B-I-N.

Почему же GAC 100 не повреждает покрытие B-I-N, хотя легко растворяет Индийскую тушь? Наиболее вероятным объяснением является разная концентрация шеллака в грунте и в туши. В туши связующего намного меньше, чем в грунте, чтобы она не забивала наконечники перьев и внедрялась в поры бумаги.

Если же говорить про продукты серии OPEN, их способность растворять грунт типа B-I-N, по-видимому, четко связана с уникальной формулой, содержащей амины (производные аммиака), которые могут гораздо более агрессивно взаимодействовать со связующим на основе шеллака.

Итак, основной вывод – это проверка ваших материалов и процессов на неожиданности такого рода. «Водонепроницаемый, легкий, не желтеющий, бескислотный, архивный, перманентный» – все эти слова вызывают в воображении простые понятия, пока мы не начинаем в них копаться, спрашивая, «сколько, надолго ли и при каких условиях?». И, как мы видим, слишком часто ответы, которые вы получаете, могут просто удивить вас.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров