![]() |
Термин "вспомогательное средство для живописи" обозначает состав, который может использоваться для коррекции или изменения свойств красок при нанесении их на поверхность основы. Например, изменения плотности, прозрачности, текучести, разносимости по поверхности, скорости высыхания и т.д.
Также к вспомогательным средствам для живописи относят различные дополнительные вещества и аксессуары, используемые в процессе живописи, например, средства для очистки инструментов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Вспомогательные средства классифицируются по типу красок:
- для масляных красок
- для акриловых красок
- для водорастворимых красок (акварели и гуаши)
- для графики (для рисунка карандашом, пастелью, сангиной или углем)
- универсальные (для всех типов красок, например, универсальные защитные лаки).
По видам работ:
- для живописи и графики
- для реставрации
- для золочения
- для аэрографии
- для декоративных эффектов и т.п.
По способам применения и свойствам:
- Вещества, добавляемые непосредственно в краску для придания ей измененных свойств. Сюда относятся:
- Связующие / Разбавители / Растворители
- Загустители красок
- Замедлители высыхания краски
- Ускорители высыхания краски (сиккативы)
- Лаки для живописи
- Маски для маскирования части живописного слоя
- Средства для декоративных эффектов поверхности
- Средства подготовки поверхности основы (проклейки, грунтовки)
Загустители – уменьшают концентрацию пигмента, уменьшают текучесть краски.
Замедлители – замедляют процесс высыхания. Особенно актуальны для акриловых красок.
Ускорители – убыстряют процесс высыхания. Особенно актуальны для масляных красок, выпускаемые под названием –сиккативы.
Связующие – используются при изготовлении красок.
Разбавители/ Растворители – уменьшают концентрацию краски, увеличивают текучесть краски.
ОТЛИЧИЕ РАСТВОРИТЕЛЯ ОТ РАЗБАВИТЕЛЯ
Растворители (очистители или «смывки») - растворяют полимеры (смолы) или разрушают, например, затвердевший масляный лак или затвердевшую масляную краску.
Если соединяется «жидкое + жидкое», то получаем разбавление.
Если же соединяется «жидкое + твердое», то получаем растворение.
Пинен, добавленный в жидкую краску, действует как разбавитель – разжижает масло в краске, уменьшает ее вязкость.Ацетон, воздействующий на засохшую лаковую пленку (даммарный, пихтовый или другие канифольные лаки), действует как очиститель – растворяет полимеры.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЛАКИ?
Существует пять групп лаков:
- Лаки для живописи. Применяются как добавка к масляной краске на палитре для предотвращения сморщивания, потускнения красочных слоев, сохранения яркости и чистоты цвета
- Межслойные/ Ретушные лаки. Применяются в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв.
- Лаки для лессировок. Применяются для многослойной живописи при создания лессировок.
- Лаки для покрытия поверхности. Применяются для покрытия живописной поверхности и придание ей однородного блеска или в защитных целях.
- Лаки для состаривания поверхности. Применяется для создания эффекта старой поверхности, с кракелюрами (трещинками) и патиной (затемнением).
Лак выпускается как в банках, так и в аэрозолях (покрывной). Более подробно по Лакам - статья ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МАСЛЯНЫХ КРАСОК.
МАСКИРОВАНИЕ
- Что можно на основу нанести, покрасить, а потом снять, чтобы краска осталась только там, где нужна?
Это называется маскированием. На основу наносится латексная маска, которая защищает это место от краски. Маска легко удаляется, не оставляя следов. Как правило, используется в акварельной технике.
ЭФФЕКТЫ ПОВЕРХНОСТИ
Средства для декоративных эффектов поверхности – различные акриловые гели и пасты. Могут придать поверхности рельефность. Гели – прозрачная, вязкая, малоподвижная жидкость. Пасты, густое вещество, после высыхания сохраняет различную фактуру. Они хорошо тонируются цветными красками или колерами.
ПРОКЛЕЙКА И ГРУНТ
Средства подготовки поверхности основы – Проклейка и Грунт. Для разных типов основ и для разного типа красок используются разные грунты. Более подробная информация в статье ПРОКЛЕЙКА И ГРУНТЫ.
- Что такое медиум?
Название «Medium» можно встретить только на импортных товарах. «Медиум» - это двух- трехкомпонентная система из разбавителя и других веществ. Они предназначены для изменения свойств красок: увеличения/ уменьшения глянца, увеличения/ уменьшения прозрачности, усиление яркости красок, увеличение текучести и т.д.
- Все медиумы четко привязаны к типу краски? Я могу использовать вспомогательные средства для акварели применительно к гуаши?
Добавки к краскам однозначно зависят от типа красок, с которыми вы работаете: масляными, акриловыми или акварельными. Для гуаши подойдут те же средства, которые рекомендуются для живописи акварелью и для всех водорастворимых красок. Для темперных красок на основе ПВА подойдут те же средства, что и для акрила, или универсальные. Как правило, на этикетках и инструкциях по использованию вспомогательных средств указано, для каких красок это средство применимо. Также мы стараемся отразить это в названии товара.
- Чем сиккатив отличается от фиксатива?
У них нет ничего общего, кроме созвучных названий.
Сиккатив уменьшает время высыхания краски.
Фиксатив – это покрывной лак для работ, выполненных с помощью мягких графических материалов (уголь, сангина, пастель и т.п.). Фиксатив связывает (склеивает) частицы материала между собой и с основой. Некоторые фиксативы можно использовать и в живописи, если об этом заявляет производитель фиксатива.
- Я слышал, фиксатив сильно утемняет пастель. Это так?
Фиксатив нельзя наносить сразу обильным слоем на работу. Иначе после высыхания образуется пленка, и все цвета станут в два раза темнее. Необходимо напылять несколькими слоями, на большом расстоянии от работы, так, чтобы частицы фиксатива легли равномерно. Тогда он будет послойно впитываться в частицы пигмента, закрепляя его на работе. Каждый слой должен просохнуть перед новым напылением. Если соблюдать это нехитрое правило, никаких сильных утемнений не будет.
Вернуться в «Обзоры, советы уроки»