Наверх

Рама

От (англ. frame, фр. cadre, нем. Rahmen) - прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. 

Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. 

С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рамы с резными и лепными фигурками, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). 

Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.

Категории товаров