Художественные материалы для пастельной живописи



ПАСТЕЛЬ



Пастель (от лат. pasta — тесто) — один из старейших художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Отличается яркими цветами и бархатистой текстурой. Художники XVI века, в том числе и Леонардо да Винчи, именовали приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной «а пастелло», откуда взяла свое название пастель. 

Различают три основных вида пастели:

Сухая пастель

Ультрамягкая пастель

Содержит на 35% больше пигмента, чем мягкая пастель. Внешне похожа на тени, выпускается в маленьких баночках, прекрасно смешивается, что позволяет добиться наиболее точной цветопередачи. Наносится специальными аппликаторами с насадками из микропористой губки.

PANPASTEL

Мягкая пастель

Содержит большее количество пигмента, и меньше связующего вещества. Из-за такого состава мягкая пастель легко крошится, зато идеальна для растушевки или широких штрихов.

SCHMINCKESENNELIERMUNGYOKOH-I-NOOR, CRETACOLORFABER-CASTELLКИТАЙСКАЯ ИМПЕР.АКАДЕМИЯПОДОЛЬСК АРТ-ЦЕНТР, ОЛКИ АРТ

Твердая пастель

Содержит большее количество связующего вещества, из-за чего является более стойкой и четкой. Это идеальный инструмент для прорисовки линий, контуров.

MUNGYOFABER-CASTELLКИТАЙСКАЯ ИМПЕР.АКАДЕМИЯ

Пастельные карандаши

Внешне напоминают обычные карандаши, с той лишь разницей, что имеют пастельный стержень. Используются в основном для проработки мелких деталей.

FABER-CASTELLBRUYNZEEL-SAKURAKOH-I-NOORDERWENTCRETACOLOR

Масляная пастель 

Содержит пигмент с минеральным маслом. Цвета менее матовые. Работы, созданные масляной пастелью, легче хранить, цвета не смазываются и не требуют дополнительной фиксации. Мягкие сорта масляной пастели можно растушевывать пальцами, а твердые - с помощью растворителя, специального или для масляных красок. Нужно иметь в виду, что некоторые виды растворителя могут сделать пастель более блеклой, а льняное масло - наоборот дать блеск.

FABER-CASTELL3ХК НЕВСКАЯ ПАЛИТРАKOH-I-NOORMUNGYODERWENTГАММАROYAL TALENSFILASENNELIERСОНЕТ Р.,CRETACOLOR

Восковая пастель

Также известна как акварельная. Содержит воск и водорастворимые компоненты, из-за чего рисунок, созданный акварельной пастелью, при взаимодействии с водой больше похож на рисунок акварельными красками.


Подробнее о пастели в статье: Пастель



БУМАГА ДЛЯ ПАСТЕЛИ


Для рисования пастелью нужна бумага со специальной фактурной поверхностью, которая позволит удержать пигмент. Обычно бумага для пастели цветная, ее тон подбирается индивидуально для каждого рисунка. Следует учесть тот факт, что на белой бумаге светлые оттенки пастели выглядят не такими чистыми, как на тонированной, но насыщенные цвета пастели, такие как синие, зелёные, красные смотрятся более сочно.

Помимо фактуры и цвета, важно также учитывать плотность бумаги: техника пастельного рисунка часто требует растушёвки пальцами или инструментами, а это значит, что иногда пигмент придётся втирать с усилием, при котором очень тонкая бумага может замяться. К тому же, чем выше плотность, тем выше влагостойкость бумаги. 

Выпускается бумага в различных форматах: отдельными листами, в рулонах, альбомах и склейках (блокноты с клейкой стороной по одному краю).


Подробнее о бумаге для пастели в статье: Бумага для пастели



ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПАСТЕЛИ



Перед началом работы лист необходимо закрепить на планшете. Для этого лучше использовать малярный скотч, который впоследствии легко удаляется.

Ластик-клячка – канцелярская резина, по текстуре напоминающая тесто. Может принимать любую форму для удобства удаления с бумаги частичек графики, не затрагивая рисунок.

Выдвижные ластики в форме карандаша – удобен в использовании, практически не оставляет мусора. Пользоваться стоит аккуратными постукивающими движениями.

Наждачная бумага – небольшой кусок наждачной бумаги лучше всегда держать под рукой. Она вам пригодится для затачивания мелков, или получения пастельной пудры.

Точилка или канцелярский нож – пригодится для пастельных карандашей. Т.к. стержень пастельных карандашей довольно хрупкий, стоит затачивать аккуратнее.

Держатели – используются для того, чтобы можно было рисовать обломками пастели или для удержания заточенного мелка.


Кисти

Для работы могут понадобиться мягкие и жесткие:

  • Жесткая кисть может быть использована как растушевка или для удаления лишнего штриха, а так же для рисования растительности, травы, при размывании пастели водой.

  • Мягкая кисть - для смешивания, получения плавного цветового перехода, точечного нанесения и зачистки пастели. Как правило, используется в вертикальном положении. Кисти должны быть с максимально коротким ворсом, похожие на пенек.


Белый угольный карандаш – необходим для обрисовки контура, его стойкость несколько выше белого пастельного карандаша, поэтому использовать его стоит с нажимом.

«Давилка» - приспособление для образования ямок, которые в последствии не будут закрашены пастелью.

Белая копирка – для перевода эскиза на пастельный лист.

Калька – для создания эффектов брызг и т.п. с помощью притирания пастельной крошки.

Муштабель — приспособление, которое используется для твердого положения руки, чтобы избежать прикосновения к  рабочей поверхности. Это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей.

Фартук, и влажные салфетки – для сохранения чистоты одежды и рук.


Растушевки 


Инструменты для распределения по листу красочного пигмента:

  • Силиконовые – имеют разную форму наконечника, могут быть мягкие и твердые;

  • Бумажные – растушевка цилиндрической формы, в основном применяется для работы с карандашными штрихами;

  • Аппликаторы - насадки из микропористой губки. С их помощью смешивание цвета происходит мягче, чем при растушевке пальцами; 

  • Пальцы рук – чтобы лучше понимать материал на начальном этапе. Большие поверхности растушевываются ладонью. С опытом можно добиться для каждого пальца работы только с одним цветом. Минусом такого способа растушевки можно считать образование естественных кожных выделений на руках (влага, жир, и т.д.), что сильнее скрепляет частицы краски с бумагой.  А также проблемы с кожей: грязь и стертые пальцы.


Для исправления рисунка в пастельной живописи также можно использовать широкие кисти из щетины, бумажную салфетку или ластик-клячку.


ФИКСАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ



Рама со стеклом и паспарту 

Для более качественного хранения рисунков, выполненных в технике пастель, можно поместить изображение под стекло в раму, предварительно проложив рисунок паспарту.


Фиксативы


Для сохранения рисунков сухой пастели многие используют специальные лаки фиксативы в аэрозольных баллончиках. Наиболее известные производители Royal Talens  и Koh-i-Noor. Для закрепления пастели нужно два-три слоя.

Лак-фиксатив для сухой пастели в аэрозольном баллончике 

Рисунки, выполненные масляной пастелью, не нуждаются в дополнительной защите, чтобы работа подсохла достаточно подождать пару месяцев. Чтобы не ждать так долго, работу можно сохранить с помощью специального покрывного лака для масляной пастели. Такие лаки выпускаются голландской фирмой Royal Talens.

Лак-фиксатив для масляной пастели

Помимо специальных фиксативов, можно попробовать закрепить рисунок обычным лаком для волос. Минусом такого способа является то, что при воздействии обычного лака на пастель некоторые цвета могут измениться, стать темнее.

Вернуться в «Обзоры, советы уроки»
Наши магазины
Наличие товаров